Разделы презентаций


Художественный стиль речи 10 класс

Содержание

Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ НА ТЕМУ: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

РЕЧИ. ИСКУССТВО ОБРАЗНОЙ РЕЧИ»
Язык неистощим в соединении слов.
А. Пушкин.

Выполнила: преподаватель

русского языка и литературы «ВТЖТиК Якубовская Л.И.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ НА ТЕМУ: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ИСКУССТВО ОБРАЗНОЙ РЕЧИ»Язык неистощим в соединении

Слайд 2
Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной

литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства

читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на

Слайд 3
Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет

собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном

стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в

этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Мир художественной литературы - это

Слайд 4
Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному,

за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В.

Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.
Произведения Пушкина гениальны не только как творения литературы, но и как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального русского языка, Пушкин установил новые принципы соединения слов.
Зима!..Крестьянин, торжествуя
На дровнях обновляет путь…
Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните

Слайд 5
Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово выполняет

номинативно-изобразительную функцию.
Лексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности.

В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.
Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию.Лексический состав в художественном стиле речи

Слайд 6
В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова,

открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия

на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки,

Слайд 7


метафора
ирония

эпитет
Аллего-
рия
синекдоха
Олицет-
ворение
литота
гипербола
сравне-ние















метафораиронияэпитетАллего-риясинекдохаОлицет-ворениелитотагиперболасравне-ние

Слайд 8
Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного

порядка слов в предложении с целью усиления смысловой значимости слова

или придания всей фразе особой стилистической окраски.
Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления

Слайд 9
Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому

здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет

языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.
Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур.

Слайд 10
В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм для

выделения автором какой-нибудь мысли, черты, важных для смысла произведения. Они

могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.
В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм для выделения автором какой-нибудь мысли, черты, важных для

Слайд 11
Использование различных выразительных средств в конкретных предложениях
Неоднородность лексического состава: сочетание

книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п.

Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе. (М.А.Шолохов)


Использование различных выразительных средств в конкретных предложенияхНеоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и

Слайд 12Словарный диктант
Метафора - употребление слова или выражения в переносном смысле

на основе сходства двух предметов или явлений
Сравнение - сопоставление двух

явлений с тем, что бы пояснить одно из них при помощи другого.
Эпитет - образное определение.
Метонимия - троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого.
Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого – либо явления.
Литота – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого – либо явления.
Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному
Аллегория - выражения отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе

Словарный диктантМетафора - употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явленийСравнение

Слайд 13
Олицетворение - троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые

предметы и отвлечённые понятия.
Перифаза - троп, состоящий в замене обычного

однословного названия какого – либо предмета описательным выражением
Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения
Эпифора – повторение слов или выражения в конце соседних, смежных предложений
Градация - такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение.
Инверсия - особое расположение слов, нарушающее обычный порядок.




Олицетворение - троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.Перифаза - троп, состоящий

Слайд 14Примеры из художественных произведений тропов и стилистических фигур.
Метафоры
… ветренное племя
Растёт,

волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
Сравнение.
И вы

подобно так падёте,
Как с древ упавший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
Как ваш последний раб умрёт.
(Г.Р. Державин, «Властителям и судиям»)
Эпитеты
Здесь тёмный дуб и ясень изумрудный,
А там лазури тающая нежность…
Как будто из действительности чудной
Уносишься в волшебную безбрежность.
(А,А. Фет, «Горное ущелье»)
Метонимии
Такой нам надобен язык, как был у греков
Какой у римлян был и, следуя в том им,
Как ныне говорит Италии и Рим.
(А. Сумароков)



Примеры из художественных произведений тропов и стилистических фигур.Метафоры… ветренное племяРастёт, волнуется, кипитИ к гробу прадедов теснит.(А.С. Пушкин,

Слайд 15
Синекдоха.
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз…
(М.Ю. Лермонтов, «Бородино»)
Гипербола


«В одном месте дожди пролились, так что река, которую за

сутки раньше заяц проплывал , вздулась и на десять вёрст разлилась».
(М.Е Салтыков – Щедрин «Самоотверженный заяц»).
Аллегория
В те дни, в таинственных долинах,
Весной при криках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
(А,С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
Анафора
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…
(Н,А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)
Градация
Пусть громы небо потрясают ,
Злодеи слабых угнетают ,
Безумцы хвалят разум свой!
Мой друг! Мы не тому виной.
(Н.М. Карамзин)

Синекдоха.И слышно было до рассвета,Как ликовал француз…(М.Ю. Лермонтов, «Бородино»)Гипербола «В одном месте дожди пролились, так что

Слайд 16Инверсии
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не

шевелят во мне отрадного мечтанья.
(М.Ю. Лермонтов, «Родина»)
Рефрен
Солнца луч промеж лип

был и жгуч, и высок,
Пред скамьей ты чертила блестящий песок,
Я мечтам золотым отдавался вполне, -
Ничего ты на все не ответила.
Я давно угадал, что мы сердцем родня,
Что ты счастье своё отдал за меня ,
Я рвался, я твердил не нашей вине, -
Ничего ты на все не ответил мне.
(А.А. Фет, «Солнца луч промеж лип был и жгуч, и высок…)
Антитеза
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Куда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор издалека…
(А. Блок , «Россия»)
Инверсии Ни полный гордого доверия покой,Ни тёмной старины заветные преданьяНе шевелят во мне отрадного мечтанья.(М.Ю. Лермонтов, «Родина»)РефренСолнца

Слайд 17
2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической

функции.

Дарья нам минуту замешкалась и отказала:
- Нет, нет, я одна.

Туды я одна.
Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре. (В. Распутин)

2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.Дарья нам минуту замешкалась и отказала:- Нет,

Слайд 18
3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.

Бурлит река вся

в кружеве белой пены.
На бархате лугов алеют маки.
На рассвете родился

мороз.
(М. Пришвин).

3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.Бурлит река вся в кружеве белой пены.На бархате лугов алеют

Слайд 19
4. Воплощение образной мысли автора

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени

погасавшего дня.
Я на башню всходил. И дрожали ступени.
И дрожали

ступени под ногой у меня
(К. Бальмонт)

4. Воплощение образной мысли автораЯ мечтою ловил уходящие тени,Уходящие тени погасавшего дня.Я на башню всходил. И дрожали

Слайд 20
5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно

всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.
Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.  Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его

Слайд 21
6. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов,

антонимов.

Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по

стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами. (М. Пришвин).

В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало. (Г. Иванов)

6. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.   Шиповник, наверное, с весны

Слайд 22
7. Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния

поэтапно).

Григорий спустился к Дону, осторожно перелез

через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

7. Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно).   Григорий спустился к Дону,

Слайд 23
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика