Слайд 1Русский язык 5 класс
Автор: МОУ «СОШп.Бурасы», учитель русского языка и
литературы Борисова Анна Геннадьевна
УРОК – ИГРА
по теме
«ЛЕКСИКА»
Слайд 2Цель урока: повторить изучение по теме «Лексика» в форме игры-сказки.
Оборудование:
интерактивная доска, картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы,
антонимы, омонимы.
Слайд 3 В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Слайд 5Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского
языка?
Для чего служат слова?
Слайд 6Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в
горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
(М.Белкина).
Слайд 7Задания к тексту:
Объясните орфограммы и пунктограммы.
Найдите слова, которые служат для
обозначения предметов; признаков; действий.
Определите лексическое значение слов почта и почтальон.
С помощью толкового словаря выясните, однозначные или многозначными являются эти слова.
Слайд 9Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это
за слова?
Слайд 11На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1.
Зовут его Смелый.
Слайд 12Задание№1.
Назовите имена остальных братьев.
Вскрыл хозяин квартиры
письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись
без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».
Слайд 13Задание№2.
Отредактируйте текст, используя синонимы.
«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню.
Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».
Слайд 14Жильцов квартиры номер два
Застать сумели
мы едва
Они стояли у порога,
Уже
готовые в дорогу.
Слайд 15Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой
тонкий, один грустный, другой веселый.
Слайд 17Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого
дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от
огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.
Слайд 18Задание №3.
Помогите братьям прочитать письмо.
«Дорогие внучата, я не люблю
людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я
хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»
Слайд 19Мы – слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.
(Я.Козловский).
Слайд 20Задание №4.
Пользуясь словарем, определите значения слова мир. Составьте предложения с
этими омонимами.
Слайд 21Юмореска.
Это было давно. Путник тащился
по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело
ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это было то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и , воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но увы, кран был не водопроводный, а подъемный…
(И.Верзилин).
Слайд 22Задание№5.
Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью
используются омонимы в художественной литературе? (Средство создание юмора).
Слайд 23Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные
слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие,
живые и вещие.
Эти «слова умеют плакать им смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Я.Козловский).
Что это за слова?
Слайд 24Задание №6.
Найдите слова, использованные в переносном значении.
Усталое солнце по небу
гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер
игривый средь поля пшеницы.
(А.Громова).
Полз состав. Он устал-
От гудка до хвоста.
Полз состав, полз, и стал,
И уснул у моста.
(В.Левин).
Слайд 25Задание №7 ( на выбор).
1.Составьте словосочетания, используя в прямом и
переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит.
2.Напишите сочинение-миниатюру
на одну из тем «Гулял по лесу ветер», «Бежал веселый ручеек», «Пришла волшебница-зима».
3.Лексическое задание – использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы.
Слайд 26Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова ее заполним. Пишут письма
обитатели теремка, напишите и вы жильцам теремка – это ваше
домашнее задание
Рефлексия.
Слайд 28http://www.proshkolu.ru/user/svischevi43/file/737655/
http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Sinonim-1/002-Sinonimy.html
http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Antonim/001-Antonimy.html
http://festival.1september.ru
ИСТОЧНИКИ: