Слайд 1Интеллектуальная игра
«Чтобы Родину сберечь,
береги родную речь.»
Слайд 2Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный,
где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. Л.Н.Толстой
Язык
– это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму… Мы должны добиваться от слова наибольшей активности, наибольшей силы внушения,– мы добьемся этого тогда , когда воспитаем в себе уважение к языку. М.Горький
Слайд 3Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без
нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу.
В.Г.Белинский
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!
И.С.Тургенев
Слайд 41-ый конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»
Не белье, а их развешивают чрезмерно
доверчивые и любопытные; не цветы, а вянут. Это…
В нее прячут
концы нечестные люди; ее толкут, носят решетом. Что это?
Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это …
Его натягивают, стремясь кого-нибудь одурачить; на нем ставят зарубки; им клюют; его задирают; его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело;. Что это?
За него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться; его проглатывают. Что это?
Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это?
Слайд 5Дантист – это литературовед, изучающий творчество Данте, или зубной врач?
Гример
– это исследователь творчества братьев Гримм или работник театра?
Что делает
Кот Ученый, когда идет направо?
Кто помог Ивану-царевичу спасти Елену Прекрасную?
Кому или чему посвящены строки Пушкина: «Люблю тебя, Петра творенье!»?
В какую реку Мойдодыр обещал окунуть грязнулю из стихотворения К. Чуковского?
Какое природное бедствие заставило деда Мазая спасать зайцев?
О каком историческом событии идет речь в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
Слайд 62-ой конкурс. «Переводчики»
тинейджер
презентация
слоган
рейтинг
имидж
спонсор
мониторинг
а. лозунг
б. меценат
в.
наблюдение
г. представление
д. подросток
е. коэффициент популярности
ж. образ
Слайд 7«Переводчики»
тинейджер
презентация
слоган
рейтинг
имидж
спонсор
мониторинг
а. лозунг
б. меценат
в. наблюдение
г.
представление
д. подросток
е. коэффициент популярности
ж. образ
Слайд 83-ий конкурс. «Редакторы»
Показавшееся солнце из-за туч ярко осветило лес и
поляну.
Росшие незабудки у ручья уже зацвели.
Меня не раз охватывал
смех, глядя комедию «Ревизор».
Подходя к дому, вдруг выскочила собака.
Белку, прыгая с ветки на ветку, мы приманили к себе орешками.
Слайд 9«Редакторы»
Показавшееся из-за туч солнце ярко осветило лес и поляну.
Незабудки,
росшие у ручья, уже зацвели.
Меня не раз охватывал смех, когда
я смотрел комедию «Ревизор».
Когда мы подходили к дому, вдруг выскочила собака.
Белку, прыгавшую с ветки на ветку, мы приманили к себе орешками.
Слайд 104-ый конкурс. «Стилисты»
Текст.
_________________ сказка.
Жили-были _____________ дед
да ______________ баба. И решили они испечь ___________ колобок. Получился
колобок ______________ и _____________. Дед с бабкой нарадоваться не могли. ________________ стала их жизнь. Но однажды __________________ колобок захотел путешествий: спрыгнул с _________________ окошка и покатился по ________________ тропинке. Повстречался ему и ______________ заяц, и _________________ волк, и _______________ медведь. От всех удалось убежать _________________ колобку. Только лисицу, _________________ девицу, не удалось обмануть.
Слайд 115-ый конкурс. «Капитаны»
Вопросы капитану команды «Родная речь»
Синтаксис – раздел грамматики?
Определение
– главный член предложения?
Лингвистика – наука о языке?
Подлежащее – главный
член предложения?
Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым?
Определение – главный член предложения?
Определение может быть выражено прилагательным?
Дополнение – второстепенный член предложения?
Может ли в простом предложении стоять пять запятых?
Может ли существительное быть сказуемым?
В конце побудительных предложений ставится точка?
Сказуемое – второстепенный член предложения?
Дополнение отвечает на вопросы падежей?
Если в предложении отсутствуют второстепенные члены предложения, какое оно?
Может ли в простом предложении стоять тире.
Слайд 12Вопросы капитану команды «Родной язык»
Ставится ли запятая в сочетании «ни
свет ни заря»?
Правильно ли выражение «мама надела дочку»?
Существительное – член
предложения?
Может ли сказуемое быть простым глагольным?
В двусоставных предложениях один главный член?
Управление – вид сочинительной связи?
Дополнение – второстепенный член предложения?
Точка – знак препинания?
Определение отвечает на вопрос «зачем?»
Слово «мяу» может быть подлежащим?
Грамматическая основа может быть словосочетанием?
Дополнение подчеркивается прерывистой линией?
Предложение – единица синтаксиса?
Причастие может быть определением?
Может ли в конце предложения стоять два знака препинания?
Слайд 136-ой конкурс.
«Русская пословица»
Большому кораблю – большая торпеда.
Соловья баксами не
кормят.
После драки много хромых.
Одна голова хорошо, а две некрасиво.
Трудно в
учении, легко на каникулах.
С миру по нитке – нищему на бизнес.
Не плюй в кошелек – пригодится за товар расплатиться.
Своя кобура ближе к подмышке.
Друзья познаются на контрольной.
Вирус не грянет – пользователь не перекрестится.
Слайд 14Большому кораблю – большое плавание.
Слайд 17Одна голова хорошо, а две лучше.
Слайд 19С миру по нитке – нищему рубаха.
Слайд 20Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
Слайд 23Гром не грянет – мужик не перекрестится.
Слайд 247-ой конкурс.
«Домашнее задание»