Слайд 1Использование элементов технологии
«Развитие критического мышления» на уроках русского языка
и литературы
Слайд 2Технология
разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда
и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил,
Курт Мередит.
Слайд 3Критическое мышление
открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой
информации на жизненный личный опыт. Это точка опоры, естественный способ
взаимодействия с идеями и информацией.
Слайд 4Приемы и стратегии технологии
Кластеры (англ. cluster — скопление) фрагменты
Инсерт (англ.
Insert – вставка) чтение с отметиной
Чтение с остановкой
«Тонкие» и «толстые»
вопросы
Фишбоун (англ. fishbone diagram - диаграмма причинно-следственных связей) мини-сочинение
Таблица «З-Х-У»
Тайм-лайн (англ.time line – временная ось)
Синквейн (фр. cinquains) - пятистрочная стихотворная форма
Слайд 5Структура технологии
I стадия –Вызов
«…Люди- человеки, страны и народы!
Мы теперь навеки
должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая
птица!» Н.Заболоцкий
Слайд 6ТАБЛИЦА «З-Х-У»
«ЗНАЮ - ХОЧУ ЗНАТЬ - УЗНАЛ»
ЗНАЮ
ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ
Слайд 7Новелла Полин Джонсон «Лебединая песня»
Представьте, пожалуйста, себе лебедя.
Подберите эпитеты
для того, чтобы его описать.
Слайд 9II стадия – Осмысление содержания
Джимми-
Ниагарский водопад - как в чудесном
сне - белоснежные лебеди - смертельно устали- гигантский поток –
крик - каменные сердца – добивали -двадцать долларов - один- единственный.
Слайд 12Какими вы представляете себе героев рассказа?
Джимми никогда не видел Ниагарский водопад, и отец, едущий по
делам в Буффало, взял его с собой. Отец кончил дела, и в два часа они уже стояли на самом краю пропасти.Столб туманной мглы, сверкающие радуги, гигантские потоки воды – всё кружилось перед глазами Джимми, как в чудесном сне. Вдруг до него донеслось далёкое, но чистое музыкальное эхо, словно свист сотни ртов.
Это летели птицы. На спокойные воды, обманчиво притихшие над водоворотами, опускались один за другим прекрасные белоснежные лебеди. Они смертельно устали, а притаившийся поток готовил им западню.
«Джимми! – закричал отец, - они погибли! Они не видят опасности, а если бы увидели, у них не хватило бы сил подняться выше».
Слайд 13Ключевые слова, словосочетания
Бешеный гигантский поток подхватил
доверчивых птиц и с неистовой силой увлёк их к самому
краю водопада. Мальчик зажмурился и бросился ничком на камни. Когда он открыл глаза, река была пуста. Отец с сыном опустились к ледяному мосту. Перекрывая яростный шум водопада, нёсся жалобный предсмертный крик белоснежных птиц и возгласы собравшихся зрителей. На ледяном обрыве лежала истекающая кровью, перебитая стая – всё, что осталось от великолепного отряда. Их искалеченные тела, предсмертные судороги могли бы растопить даже каменные сердца.
Слайд 14Какого развития событий вы ожидаете дальше?
Зафиксируйте их на временной оси
Слайд 15Лебеди – Джимми - Люди
Толпы
людей, кто с камнями, кто с палками добивали беспомощных птиц.
Они выхватывали их друг у друга, ссорились. Джимми заметил, что несколько лебедей не пострадали, но прежде, чем он успел до них добраться, взрослые люди забили их насмерть.
«Перестаньте! - кричал Джимми. – Отпустите их!»
«Как бы не так! – рявкнул здоровенный мужчина. – Эти птицы стоят двадцать долларов за штуку! Я заберу их всех!»
Последние из тех, что пытались подняться, одна за другой падали на землю, пока не остался один-единственный лебедь.
Джимми кинулся к жертве и загородил её своим худеньким детским телом от занесённой дубинки.
Слайд 16Закончите историю о мальчике Джимми
Так случилось, что спасти эту прекрасную
птицу удалось маленькому мальчику. Он завернул её в свою куртку,
привёз домой и раздвинул прутья клетки, чтобы она свободно могла гулять во дворе. Многие жители городка советовали Джимми посадить лебедя за решётку или отдать в музей.
Слайд 17Что было на самом деле
Он
не соглашался. Шли дни, а лебедь оставался у Джимми и
казался довольным.
Но в один особенно яркий майский день лебедь расправил свои царственные крылья
и поплыл вверх.
Джимми следил за ним глазами, полными
печали, но и несказанной радости, пока
лебедь не исчез в вышине.
Слайд 18III стадия - Рефлексия
Составьте синквейн
ЛЕБЕДИ
Слайд 19ЛЕБЕДИ
1. Существительное; тема, главная мысль
2. Прилагательные; два; качества этого слова
3.
Глаголы; три; действия этого слова
4. Суждение из четырёх слов по
первому слову, мысль
5. Существительное; синоним первому слову, вывод, заключение
Слайд 20Домашнее задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему сегодняшнего занятия
(используя 2 аргумента из
текста)
Слайд 21Результаты
Развитие мышления, творческих способностей
Развитие в учащихся уверенности и понимания своих
мнений и идей
Активное участие в учебном процессе
Умение с уважением выслушивать
различные мнения