Слайд 1Использование ЭОР и ЦОР на уроках русского языка и литературы.
Основная
школа
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Глушак Н. В.
Слайд 2Расскажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне
попробовать, и я научусь
Китайская мудрость
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это
совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы нацпроекта “Образование” называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.
Слайд 4Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Слайд 5Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Слайд 6«Наборы цифровых ресурсов к учебникам»
Под данной рубрикой находятся автономные локальные
ЭОР (иллюстрации, схемы, таблицы и пр.), поддерживающие параграфы действующих печатных
учебников.
Предметная область «русский язык» представлена наборами ЭОР к учебнику и поклассовым практикам под редакцией В.В. Бабайцевой.
«Русский язык. Практика», 5 класс, под редакцией Купаловой А.Ю.;
«Русский язык. Практика», 6 класс, под редакцией Лидман-Орловой Г.К.;
«Русский язык. Практика», 7 класс, под редакцией Пименовой С.Н.;
«Русский язык. Практика», 8 класс, под редакцией Пичугова Ю.С.;
«Русский язык. Практика», 9 класс, под редакцией Пичугова Ю.С.;
«Русский язык. Теория», 5–9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.;
Слайд 7Предметная область «литература» представлена наборами ЭОР к учебникам:
«Литература. Начальный курс»,
5 класс, Снежневская М. А., Хренова О. М.;
«Литература. Начальный курс»,
6 класс, Снежневская М. А., Хренова О. М.;
«Литература. Начальный курс», 7 класс, Беленький Г.И.;
«Литература. Начальный курс», 8 класс, Беленький Г.И.;
«Литература. Русская классика», 9 класс, Беленький Г.И
Слайд 8«Инновационные учебные материалы» (ИУМ)
Мультимедиа учебники и пособия, разработанные в соответствии
с авторскими концепциями.
Предметная область «русский язык» представлена следующими ЭОР:
«Речевой этикет
в ситуациях и заданиях», 5 класс;
«Русский язык. 5-7 класс»;
«Учим правила по алгоритму»
Слайд 9Предметная область «литература» представлена следующими ЭОР:
«XIX век Отечественная история, литература
и искусство»;
«Литература»;
«Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»
Слайд 10«Инструменты учебной деятельности»
Тренажеры, а также средства создания, упорядочивания, визуализации и
анализа информации.
Предметная область «русский язык» представлена следующими ЭОР:
Тренажер «Компьютерная фонетическая
лаборатория»;
Электронный тренажер по русскому языку
Слайд 11Предметная область «литература» представлена следующими ЭОР:
Инструмент разработки и анализа родословных
«Живая Родословная»;
Программный комплекс «ОС3 Хронолайнер»
Слайд 12«Коллекции»
Электронные сборники дидактических материалов, направленных на какой-либо вид учебной деятельности.
Предметная
область «русский язык» представлена следующими ЭОР:
Диктанты по русскому языку;
Материалы заочной
распределенной многопрофильной школы Алтайского края;
Морфология и орфография в таблицах;
Ресурсы по математике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы (попали в эту коллекцию явно случайно);
Русский язык. Обучающие тесты. 5-7 классы;
Тесты по орфографии и пунктуации
Слайд 13Предметная область «литература» представлена следующими ЭОР:
Аудиозаписи художественного чтения произведений русской
поэзии;
Аудиокниги по произведениям русских писателей XVIII-XX веков;
Зарубежная художественная литература;
Звезды русской
оперной сцены рубежа XIX-ХХ вв.;
Из фонда редкой книги Отдела книжного фонда Государственного исторического музея;
Из фондов Государственной публичной исторической библиотеки;
Иллюстративно-хронологические материалы по общеобразовательным предметам;
Культурное наследие. XVIII век;
Литературно-музыкальные композиции радиостанции «Орфей»;
Материалы Государственного исторического музея;
Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и исторические реалии в западноевропейском искусстве;
Слайд 14Произведения искусства из собрания Государственного Русского музея;
Произведения искусства из собрания
Государственной Третьяковской галереи;
Произведения искусства из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и
художественного музея-заповедника;
Произведения искусства из собрания Саратовского Государственного художественного музея им. А.Н. Радищева;
Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа;
Произведения русской литературы XVIII - начала XX в.;
Русская классическая музыка;
Серебряный век русской культуры (Рисунок 1.8. «Коллекции по литературе для 5-9 классов»).
Слайд 15Классификация ЭОР на основании жанровых и основных функциональных особенностей.
Слайд 16Локальные автономные ЭОР
Мультимедиа уроки, статичные и интерактивные иллюстрации, анимации, статичные,
интерактивные и аудио учебные тексты, словари, статичные и интерактивные таблицы
и схемы, электронные задания и тесты.
Каждый из этих ресурсов можно просмотреть непосредственно со страницы ЕК или перенести на свой компьютер.
Слайд 17Примеры:
Мультимедиа урок «Имя существительное, его роль и значение. Что за
часть речи имя существительное?»;
Статичные и интерактивные иллюстрации: иллюстрация А. Блок
Указательные
местоимения
Интерактивные тексты, задания, загадки:
Причастный оборот - сложноподчинённое предложение
Имя существительное
Слайд 18Примеры:
Учебные тексты: Лингвисты о причастии Виноградов В.В
Словари: Употребление местоимений в
речи
Однозначные и многозначные слова
Аудио материалы: Анненский И.Ф. Бронзовый поэт
Интерактивные
таблицы: Наречие
Анимации: Приветствие и знакомство
Тесты: Найдите начальную форму
Слайд 19Электронные пособия открытой структуры
Сложные учебные и учебно-методические комплексы, компонентами
которых являются локальные автономные ЭОР, перечисленные выше. Каждый из компонентов
можно просмотреть и перенести на свой компьютер, но для полноценной работы, как правило, необходимо установить на локальный компьютер все ресурсы подобного пособия.
Слайд 20Примеры:
Инновационный учебный материал Речевой этикет в ситуациях и заданиях, 5
класс;
Инновационный учебный материал Русский язык. 5-7 класс.
Слайд 21Электронные пособия закрытой структуры
С ними можно работать только по заданным
траекториям, их компоненты не подлежат извлечению.
Например:
Инновационный учебный материал Учим правила
по алгоритму;
Инновационный учебный материал XIX век Отечественная история, литература и искусство;
Инновационный учебный материал Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства.
Слайд 22Типы локальных ЭОР по интерактивности:
Статичные (фотографии, иллюстрации, таблицы, схемы, правила,
определения, тексты, представленные в цифровом формате).
Интерактивные (благодаря технологиям мультимедиа
и гипертекста обладают динамичным содержанием, возможностью, на основе гипертекста, интеграции различных форм представления информации (текст, иллюстрации, звук), наличием оперативной обратной связи обучаемого с их содержательными компонентами, позволяют нелинейно, выборочно, порционно подавать учебный материал).
Аудиоресурсы (записи звучащей речи или музыки. В ЕК они представлены в формате MP3)
Слайд 23Интерактивные ЭОР
Интерактивные иллюстрации, в отличие от статичных, активизируют внимание учащихся
на ключевых моментах изучаемой темы за счет смены изображений и
подписей к ним, добавления изобразительных и текстовых объектов, всплывающих комментариев
Слайд 24Интерактивные анимации
Анимации – это те же анимированные рисунки, эффект движения
которых достигается за счет быстрой покадровой смены изображения. Следует сказать,
что деление ЭОР на интерактивные рисунки и анимации условное, так как и на тех и на других изображение представлено в динамике. Анимации наглядно демонстрируют изменения, происходящие с единицами языка, служат для их семантизации, предлагают образец речевого поведения
Слайд 25Демонстрационно-опорным материалом служат и интерактивные схемы. Они представляют собой схемы
с текстовым сопровождением или просто текст (часто с графическими обозначениями)
и состоят из сменных экранов, которые управляются кнопками «вперед»/«назад».
Интерактивная схема «Дополнение – обстоятельство»
Слайд 26Интерактивная таблица является многокомпонентным электронным ресурсом, поддерживающим, как правило, параграф
учебника в полном объеме или его значительную часть. Информационное наполнение
интерактивной таблицы снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Интерактивные таблицы имеют несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности, а также комментарии к нему. Каждый уровень таблицы становится предметом для анализа, сопоставления, обсуждения. Учебные единицы, содержащиеся в ячейках ряда таблиц, озвучены и проиллюстрированы рисунками или анимациями. Порционная подача материала диктуется дидактическими целями: теорию можно подкрепить содержащимися внутри таблицы примерами или, наоборот, «спрятать» формулировку правила в одно из открывающихся окон.
Слайд 27Интерактивные тексты. Разновидностями интерактивных текстовых ЭОР являются правила и определения,
тексты и учебные словари.
Теоретический материал, изложенный в интерактивных правилах и
определениях, содержит трактовку терминов, подкрепляется примерами и иллюстрациями, которые скрыты в открывающихся вложениях
Слайд 28Тренировочно-контролирующие материалы
Ресурсы данного вида представляют собой электронные задания, снабженные помощью
и механизмом обратной связи. Некоторые задания снабжены иллюстрациями. Основная функция
заданий тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля. В коллекцию входят как одиночные задания, так и тесты, представляющие собой систему электронных заданий.
Слайд 29Видеофрагменты
Использование видеоматериалов в образовательном процессе имеет многолетнюю историю. Наглядность, основанная
на слухо-зрительном синтезе восприятия образа, легла в основу аудиовизуального метода
преподавания учебных дисциплин. Учебные фильмы и отрывки из них сначала показывали с помощью видеопроекторов, а в последние годы стало возможно их воспроизводить на компьютере, чем, наверное, и объясняется появление видеофрагментов как вида ЭОР
Слайд 30В заключение следует сказать, что созданный на настоящий момент массив
ЭОР по предметам «Русский язык» и «Литература» позволяет расширить набор
педагогических приемов и методов учителя, нацелить учащихся на приобретение опыта поиска информации по предлагаемым вопросам, совершенствования своих умений и ключевых предметных компетенций. Разнообразные типы и виды ЭОР обладают вариативностью использования, способствуют поиску эффективных форм организации учебной деятельности.