Слайд 1
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
учитель начальных классов
МКОУ «РусаковскаяСШ»
Сапсай Светлана Ивановна
Слайд 2ТРИЗ
Теория
Решения
Изобретательских
Задач
Слайд 3Цель:
развитие интереса к предметам
овладение новым способом
решения задач
формирование и развитие способностей учащихся необходимых для выполнения творческой деятельности.
Слайд 4У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без
перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление
ТРИЗ
Слайд 5
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом
Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.
Слайд 7Игра «ПАУТИНКА»
Цель: учить находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие
на первый взгляд предметы, явления.
Например: сено и авторучка
1.Авторучка выпала и
затерялась в сене.
2.Идею создания авторучки изобретателю подсказала соломинка с водой внутри.
Слайд 8СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК
С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про
разные предметы
по признакам: диназавр какой? – страшный, опасный, дикий ,огромный
и т.д. Что такое же? (сон,огонь,кабан,слон)
Вставьте слова- связки «… но не»
или «… а не»
Слайд 9
2. по действиям: придумать объект, какие действия выполняет, какие объекты
выполняют те же действия.
Вставьте слова-связки «… но не» или
«…
а не»
Например: самолёт
Летает, а не муха
Гудит, а не пылесос
Оставляет след, а не мел.
Слайд 10ПРИДУМЫВАНИЕ МЕТАФОР
1. Что? (выбрать объект) - ЛУНА
2. Что делает? (действие)
- СВЕТИТ
3. На что похож? (выбрать другой объект, совершающий такое
же действие) – ФОНАРИК
4.Где? (назвать место, где обычно находится первый объект) - НЕБО
5. Пункт 4 (прилагательное) + пункт 3 (существительное) = метафора
ЛУНА – НЕБЕСНЫЙ ФОНАРИК
Слайд 12Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения
существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого
понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).
Обязательно создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:
Имя – Иван
Автор (создатель) – П.П. Ершов
Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»
Где живет – в град-столице
Кем служит – конюхом у царя
Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)
Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками
Слайд 13Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных»
(использование
да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)
1. Стадия вызова:
Я
загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске:
беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь
Слайд 14Спишите, заменяя выделенные слова синонимами
В сентябре у нас стоит хорошая
погода. Дождливых дней почти не бывает.
Весело светит солнце. Золотом горят
деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.
Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.
Слайд 15Закончите предложения
Ребята были в лесу. Вдруг слы… во… ёлочки кто-то
… . Там … !
Напала Жучка на …. . Да
не тут … ! Наколола она нос и … .
Слайд 16Исправьте предложения:
Ёж смотался в клубок.
Я уже ездил на самолёте.
Мы готовились встречать пернатых птиц.
Речка замёрзла льдом.
Меня пробудил
мой папа.
Слайд 17Вставьте словарные слова
Не велик . . .
, да краснеет нос.
. . .
любит чистоту.
Чужбина — калина, родина — . . .
. . . человек добро помнит.
мороз
Посуда
. . . . . .
. . . . . .
малина .
Русский
Слайд 18Вставить прилагательные
Незаметно прошло (жаркое) лето. По небу поплыли (серые) тучи.
Как сквозь сито, засеял из них (холодный) дождь. На поверхности
луж плавают
(разноцветные) листья. В кустах готовится к зиме (колючий) ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе (теплое) гнездо. Ветер шуршит (сухими) листьями. Всю землю скоро покроет (белый) снег.
Слайд 19Чем мечтают стать некоторые предметы?
веник мечтает стать ...
мыльный
пузырь ...
перышко ...
огородное чучело ...
снежная баба ...
Слайд 20
Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик
- он промок,
Ветерок, подуй слегка,
(Обсуши нам …
Слайд 21Синквейн
Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает
свое отношение к чему-либо, кому-либо.
Синквейн требует синтеза информации и
материала в кратких выражениях
Эти 5 строк сочиняют по особым правилам, в строгом порядке.
Слайд 221 строка - ключевое слово, определяющее синквейн.
2 строка – два
прилагательных, характеризующие данное понятие.
3 строка – три глагола, описывающие действия
в рамках темы.
4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5 строка- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием
Слайд 23 Пример
1 истина
2 вечная, удивительная
3 бежит, волнует
4
загадочная неизвестность
5 истина - поиск