Слайд 1« Использование технологии развития критического мышления для формирования и развития
мыслительной деятельности учащихся на уроках русского
языка и литературы»
Слайд 2Народ, который думает на 1 год вперёд – выращивает хлеб.
Народ,
который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад.
Народ, который
думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение.
Слайд 3Из Стратегии-2050
«Все развитые страны имеют уникальные образовательные
системы.
В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к
уровню преподавания в Назарбаев - интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»
Слайд 4Из проекта ЮНЕСКО
«Образовательные требования при новой организации
труда»
«Инициатива, динамизм, творчество самостоятельность мышления и действия,
сотрудничество, конструктивное и целенаправленное взаимодействие с другими, работа в коллективе, взаимодействие в рабочей группе, оценка самого себя, соклассника, партнёра.
Слайд 5Задачи технологии развития критического мышления научить учащихся:
Выделять главное от несущественного
в тексте или речи
Делать сравнения, ставить вопросы
Выделять ошибки, нелогичность в
рассуждениях
Устанавливать причинно-следственные связи
Рассматривать новые идеи в контексте имеющихся
Творчески перерабатывать информацию, понимать проблему в целом.
Слайд 6Структура урока
Урок ТРКМ
1 этап – Вызов
2 этап - Осмысление
3 этап
– Рефлексия
Традиционный урок
Повторение пройденного
Объяснение новой темы
Закрепление
Слайд 8Прием «Мозговая атака»
(Парная или групповая)
Используется с целью активизации имеющихся
знаний.
Учащиеся записывают все, что знают по данной теме (5-7мин.)
Обмениваются
информацией
Например:
Синонимы- это слова близкие по значению.
Синонимы должны быть словами одной части речи, например: день-ночь, холодно-жарко
Синонимы составляют пары или ряды слов, объединенные общим значением
В синонимические ряды входят слова одной части речи:
Дорожка, тропинка; страна, государство; идти, шагать.
Слайд 9 Прием «Кластер»
На этапе
«Вызов» используется для стимулирования мыслительной деятельности.
На этапе «Осмысление» используется для
структурирования учебного материала.
На этапе «Рефлексия» при поведении итогов того, что изучили.
Каждая группа составляет свой кластер
Имя существительное
Одушевленное
Нарицательное
Падеж
Род
Число
Склонение
Собственное
Неодушевленное
Слайд 11 Прием «Инсерт»
Используется для отслеживания понимания
учеником прочитанного материала.
Знаками помечаются отдельные абзацы или предложения в тексте.
«V»
- я это знаю
«+» - новая информация
«-» - вызывает сомнение
«?» - не понял
Слайд 12 Прием «Таблица ЗУХ»
Позволяет учителю оценить работу
каждого ученика и поставить оценку за урок
Знаю
Корень – это
часть
слова
Узнал
Однокоренные
слова
Надо отличать
от форм одного
и того же слова
Хочу
узнать
Как образуются
новые слова
Прием «Синквейн»
Данный
прием позволяет рефлексировать по какому-либо поводу
Творческая работа в группах.
Синонимы:
Схожие, близкие
Объясняют, уточняют, обогащают
Делают речь точной и яркой
Богатство
Антонимы
Разные, нужные
Противопоставляют, конфликтуют, дополняют
Всегда противоречат друг с другом
Жизнь
Лексика
Необъятная, интересная
Разъясняет, обозначает, объединяет
Словарный состав каждого языка
Толкование
Слайд 15 Прием «Эссе»
«Я пишу для того,
чтобы понять, что я думаю»
Свободное письмо на заданную тему
(5 мин.)
В эссе ученик выражает свои мысли и впечатления.
Слайд 16
На уроке я узнал…
В группе работать мне
было…, потому что…
Больше всего мне понравилось…
Было трудно…
Слайд 17 Приемы ТРКМ способствуют активизации мыслительной деятельности и
вырабатывают у учащихся:
Способность к поиску, анализу, творческой переработке информации
Критически осмысливать,
делать выводы и обобщения
Устанавливать причинно-следственные связи
Аргументированно высказываться, делать логические умозаключения
Преодолевать комплексы в общении, отстаивать свое мнение и выслушивать других.