Слайд 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «КАНАШСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
СТУДНЧЕСКИЙ СЛЕНГ
КАК ЯЗЫКОВОЕ ЯВЛЕНИЕ
СОВРЕМЕННОГО
РУССКОГО ЯЗЫКА
Исследовательская работа
филология: русский язык
Работу выполнила об. гр 14-07
Александрова Екатерина
Научный руководитель:
Мурзина Оксана Алексеевна,
преподаватель русского языка
и литературы
Канаш 2015
Слайд 2 Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром», в
19-м письме «Как говорить», писал: «Наша речь — важнейшая часть
не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает»….» Язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Слайд 3ГИПОТЕЗА
В речи своевременного подростка преобладает ограниченная в употреблении лексика: употребление
подростками жаргонизмов вызвано в первую очередь стремлением «зашифроваться» ради сохранения
своей автономии от «чужаков», главным образом старших, желанием выделиться, казаться старше, быть современным.
Слайд 4ЗАДАЧИ
1 Исследовать особенности речи студентов.
2 Изучить специальную литературу, определить
понятие «сленг».
3 Провести социологическое исследование (анкетирование) обучающихся техникума с целью
определения:
-причин употребления сленга и жаргонизмов
-круга наиболее употребительных слов молодежного сленга и жаргонных слов;
4 Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
5 Сделать выводы по теме исследования.
6 Выполнить компьютерную презентацию.
7 Составить словарь от современного студента Канашского строительного техникума.
Слайд 5
Объект исследовательской работы
– Речь современного студента Канашского строительного
техникума, ее особенности»
Предмет исследования – молодежный жаргон, сленг.
Слайд 6ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
1. изучение и анализ особенности речи обучающихся
нашего техникума
2. составление словаря от современного студента Канашского строительного
техникума;
Слайд 7МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Изучение теоретической литературы о молодёжном жаргоне.
2. Анкетирование студентов техникума.
3. Наблюдение за речью
сокурсников во внеурочное время.
4. Анализ и обработка полученных данных.
5. Собственные выводы.
6.Составление словаря употребительных сленговых слов современного студента.
Слайд 8ХОД РАБОТЫ
1. Исследование особенности речи студентов.
2.
Работа с источниками:
—наблюдение.
—изучение статей об истории жаргона и сленга;
—анкетирование учащихся
техникума;
3. Осмысление полученной информации (писала работу, основанную на анализе источников, по составленному плану).
4. Общие выводы и составление словаря обучающихся отдельно взятого техникума.
Слайд 9АКТУАЛЬНОСТЬ.
Выполненную работу я считаю актуальной, так как:
- ограниченная лексика очень распространена среди
молодёжи, однако ее происхождение недостаточно представлено в учебниках русского языка;
- молодежный сленг и жаргонизмы –явления которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом;
- исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой;
- работа по теме позволяет выяснить отношение ребят к молодежному сленгу, а также выявить причины использования учащимися подобной лексики.
А если быть совершенно искренней, меня не покидает надежда, что мои друзья будут осторожнее обращаться с бесценным даром слова, когда мы озвучим некоторые данные этого исследования
Слайд 10НАУЧНАЯ НОВИЗНА:
Сленг – живой и подвижный как
жизнь язык, идущий в ногу со временем и реагирующий на
любые социальные изменения. Студенческий сленг пополняется за счет переосмысления общеупотребительной или терминологической лексики, заимствований, арготизмов; может похвастаться богатством словообразовательных связей, что очень важно для характеристики лексики современного русского языка.
(Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка.Толково-словообразовательный.: - М.: Русский язык, 2000)
Слайд 11АНКЕТА-ОПРОСНИК
ЧАСТО ЛИ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ СЛЕНГ В РЕЧИ?
Слайд 12ПОМОГАЕТ ЛИ ВАМ СЛЕНГ ПРИ ОБЩЕНИИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ?
Слайд 13В КАКИХ КРУГАХ ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЕТЕ
СЛЕНГ?
Слайд 15НУЖЕН ЛИ СЛЕНГ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ?
Слайд 16ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СЛЕНГ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ФОРМОЙ ДЕГРАДАЦИИ ЯЗЫКА?
Слайд 17ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ,ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЛЕНГ БОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ,
ЧЕМ ОБЫЧНЫЙ ЯЗЫК?
Слайд 19МОГЛИ БЫ ВЫ ОБОЙТИСЬ БЕЗ СЛЕНГА?
Слайд 20СТАРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ОБОЙТИСЬ БЕЗ СЛЕНГА?
Слайд 21ВЫВОД
Равные по возрасту, статусу, социальному положению, роду занятий и т.д.
молодые люди с помощью сленга пытаются
1. дистанцироваться от взрослых,
самореализо-ваться (стать независимой личностью) и от-работать некую социальную роль в своей среде;
2. создают свой собственный язык на основе их родного языка, т.к. на нем говорят они все; т.е. из разряда «чужих», таким образом, молоды люди переходят в разряд «своих».
Слайд 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского
языка.Толково-словообразовательный.: - М.: Русский язык, 2000
С. И. Ожегов. – Словарь
русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989
В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.
3. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).
4. Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.
5. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.
6. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.
7. Материалы Интернет
8. Д. Дидро. Сочинения в 2-х т. Т1., М., Мысль 1986 г.
9. 2. К.И. Чуковский. «Живой как жизнь» (Разговор о русском языке). М., Изд. ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", 1962 г.
10. 3. Д.С. Лихачёв. «Письма о добром». С-П., изд. Logos., 2006