Слайд 1Русский язык
6 класс
Учитель Семенкевич В.А.
Слайд 2
Тема урока: «Фразеологические обороты»
Слайд 3Цель урока:
Закрепить знания о фразеологизмах;
Развивать умения самостоятельно находить устойчивые
сочетания в тесте;
Подбирать синонимы, антонимы к ним;
Установить роль фразеологических
оборотов в речи, художественных произведениях.
Слайд 4Бывает частенько, что слово – одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры
тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово вода.
Вот
был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт».
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идёт –
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь».
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работал впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Слайд 5 1 вариант. Подобрать синонимы к фразеологизмам
Поминай как звали
Для справок: и след простыл,
Куры не клюют хоть пруд пруди, морочить голо-
Водить за нос ву, держать ухо востро, ни зги не
Глядеть в оба видать, ни ответа ни привета,
Тьма кромешная язык проглотишь
Ни слуху ни духу
Пальчики оближешь
2 вариант. Подобрать антонимы к фразеологизмам
/жить/ душа в душу Для справок: как кошка с соба-
Чуть свет кой, на ночь глядя, кот напла-
Хоть пруд пруди кал, куда Макар телят не гонял,
Рукой подать держать язык за зубами, спустя
Дать волю языку рукава, воспрянуть духом
Засучив рукава
Повесить нос
Слайд 6Подобрать синонимы к фразеологизмам.
С тремя фразеологизмами составить предложения.
Играть в бирюльки. Вешать нос. Перемывать косточки. Надуть губы. Как
рыба в воде. Как снег на голову. Не покладая рук.
Для справок: Унывать. Заниматься пустяками. Обидеться. Сплетничать. Свободно. Усердно. Внезапно, неожиданно.
Слайд 7Отгадать фразеологические загадки.
Записать фразеологизмы со словами-отгадками.
Его проглатывают или прикусывают,
держат за зубами, не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо
подвешен у человека, который говорит бойко и легко.
Не цветы, а вянут, не ладоши, а хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные люди.
Слайд 8Завершить фразеологизмы.
Устно объяснить их значение.
Седьмая вода…
Как с гуся…
Как рыба
в…
Водой не …
Держать язык…
Мастер …
Слайд 9Вставьте вместо точек подходящие по смыслу и форме фразеологизмы. Объясните
их значение.
Тётя Наташа заметила, что мы оба ходим…, и стала
уговаривать нас, чтобы мы с Мишкой остались ещё пожить в деревне. /Н.Носов/
Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе… . Хочу из тебя артистку сделать. /А.Чехов/
Для справок: Бить баклуши. Как в воду опущенные.