Разделы презентаций


История русского языка

Программа элективного курса предполагает многоаспектный общефилологический подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. Основной принцип программы – историко-лингвистический аспект в освоении трудностей современного русского литературного языка. Программа элективного

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учитель русского языка и литературы Ларина И.В.
МОУ «ООШ с. Квасниковка»
Элективный

курс
"История русского языка"

Учитель русского языка и литературы Ларина И.В.МОУ «ООШ с. Квасниковка»Элективный курс

Слайд 2 Программа элективного курса предполагает многоаспектный общефилологический подход к изучению становления

грамматики русского литературного языка. Основной принцип программы – историко-лингвистический аспект

в освоении трудностей современного русского литературного языка. Программа элективного курса предполагает, что решение многих вопросов, которые возникают у учащихся в ходе изучения современных норм русского языка, должно быть вписано в контекст изучения истории языка и литературы, истории русской культуры вообще. В ходе изучения курса учащиеся постигают, как образовывалась русская орфография, пунктуация и другие разделы лингвистики. Девятиклассники изучают не русский язык (программу которого они к этому времени уже освоили), а процессы, которые сформировали русский язык. Соответственно, они изучают и историю народа, который является носителем этого языка. Это очень актуально в современное время, так как многие учащиеся не знают не только истории языка, но и истории своего народа. Данный курс поможет увидеть становление и формирование русского языка.

Пояснительная записка курса.

Программа элективного курса предполагает многоаспектный общефилологический подход к изучению становления грамматики русского литературного языка.  Основной

Слайд 3Цели и задачи курса:
Дать учащимся представление о языке как о

развивающемся явлении, помочь увидеть тенденции в языковом развитии русского (великорусского)

языка, показать процессы, влияющие на его формирование.
Уделить внимание историческому комментированию явлений современной русской языковой системы (прежде всего – системы русского литературного языка, а также отчасти и местных диалектов).
Совместить изучение исторических норм русского языка и анализ их современной реализации.
Сформировать устойчивый интерес к освоению богатства русского языка, нацелить на изучение огромного массива исключений, объяснить их этимологию.
Воспитывать интерес учащихся к культуре Руси: её обычаям, традициям.
Развивать каждого учащегося как культурного носителя норм русского языка.
Цели и задачи курса:Дать учащимся представление о языке как о развивающемся явлении, помочь увидеть тенденции в языковом

Слайд 4Программа курса «История русского языка».

Программа курса  «История русского языка».

Слайд 5Программа курса «История русского языка».

Программа курса  «История русского языка».

Слайд 6Программа курса «История русского языка».

Программа курса  «История русского языка».

Слайд 7Разработки занятий

Разработки занятий

Слайд 9Практическая работа.
1. Определите причину чередования звуков.
Мята – ментол, распинать –

распятье;
Мария – Марья, Наталия - Наталья;
Гражданин – город;
Вождь – водить;
Принуждать

– принудить;
Купля – купить;
Ноша – нести;
Крик – кричать;
Дух – душный;
Свет – свеча;
Просить – прощать;
Ноктюрн – ночь;
Пук – пучок;
Стужа – студить;
Круг – кружить;
Купить – купец.
2. Приведите однокоренное полногласное слово.
Прибрежный, здравствуй, вред, отвратить, млечный, предатель, гласность, храбрец, среда, хлад, младенец.
3. Назовите слова, которые сохранились в современном русском языке в результате II полногласия?
Практическая работа.1. Определите причину чередования звуков.Мята – ментол, распинать – распятье;Мария – Марья, Наталия - Наталья;Гражданин –

Слайд 10Тест.
1. Какая группа числительных в древнерусском языке грамматически сближалась с

прилагательными?
А) от 1 до 4
Б) от 5 до 10
В) от

11 до 19
Г) от 20 до 80
Д) 40, 90, 100
2. Какая группа числительных в древнерусском языке выступала в роли существительных (женского рода)?
А) от 1 до 4
Б) от 5 до 10
В) от 11 до 19
Г) от 20 до 80
Д) 40, 90, 100
3. Какая группа числительных в древнерусском языке являются процессом превращения словосочетаний в простые целые числа?
А) от 1 до 4
Б) от 5 до 10
В) от 11 до 19
Г) от 20 до 80
Д) 40, 90, 100
4. Следами каких числительных древности являются образования САМ-ПЯТ, САМ-ШОСТ и др.?
А) количественных
Б) дробных
В) составных
Г) порядковых
5. От какого существительного произошло числительное ПОЛТОРА?
А) половик
Б) половина
В) полнота
Г) пол (деревянный)
6. За счёт чего пополнялся класс наречий типа МИМОХОДОМ, НАГИШОМ, ПЕШКОМ, ТОРЧКОМ?
А) за счёт местоимений
Б) за счёт падежных форм существительных
В) по происхождению
Г) за счёт самих наречий
Тест.1. Какая группа числительных в древнерусском языке грамматически сближалась с прилагательными?А) от 1 до 4Б) от 5

Слайд 11Используемая литература и ресурсы
Иванов В. В. Историческая грамматика русского

языка. Москва. 1983 год.
Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая

грамматика русского языка. Москва. 1981 год.
Хабургаев Г. А. Старославянский язык. Москва. 1972 год.
Современный русский язык (под редакцией Белошапковой В. А.). Москва. 1980 год.
Супрун А. Е. Введение в славянскую филологию. Минск. 1989 год.
Чекмонас В. Введение в славянскую филологию. Вильнюс. 1988 год.
Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. Москва. 1988 год.
Супрун а. Е. Части речи в русском языке. Москва. 1971 год.
Зализняк а. А. Русское именное словоизменение. Москва. 1967 год.
Немченко В. Н. Словообразовательная структура имён прилагательных в современном русском языке. Горький. 1973 год.
Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. Словообразование. Морфология. Москва. 1981 год.
Обнорский С. П. Очерки по морфологии русского глагола. Москва. 1953 год.
Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. Москва. 1983 год.
http://www.ivki.ru/svitok/
http://character.webzone.ru
http://www.lrc-lib.ru
http://www.senat.org
Используемая литература и ресурсы Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. Москва. 1983 год.Горшкова К. В., Хабургаев

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика