Слайд 1Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Слайд 2
Задание:
дано высказывание о языке и текст.
Слайд 3
Начинаем работать:
1. читаем внимательно текст
2. смотрим предложенное высказывание
Слайд 4
(1)Нас было в комнате одиннадцать человек. (2)У каждого из нас
был на фронте отец. (3)И при каждой похоронке, приходившей в
детдом, одиннадцать маленьких сердец замирало. (4)Но чёрные листки шли в другие спальни. (5)И мы чуть-чуть радовались и начинали опять ждать отцов. (6)это было единственное чувство, которое не угасало всю войну.
(7)Мы узнали, что война окончилась. (8)Это случилось в чистое майское утро, когда к весеннему голубому небу прилипали первые клейкие листочки. (9)Кто-то тихо вздохнул и открыл настежь окно. (10)Раздался непривычно громкий смех. (11)И вдруг все мы, одиннадцать человек, поняли, что мы победили, что мы дождались отцов.
(12)В детдоме готовился вечер, Витька Козырев разучивал песенку:
(13)Окна светятся весь вечер,
Как подснежники весной.
(14)Скоро мы дождёмся встречи
С нашей армией родной.
(15)Эту песню хотели петь и другие ребята, но Козырев сказал:
(16) - Ребята, я отца ждал дольше, чем вы. (17)Он ушёл воевать ещё с белофиннами…
(18)И мы решили, что Витька Козырев немного единоличник, но у него хороший отец и на фотографии очень красиво снят с военными орденами. (19)Поэтому пускай Витька поёт.
(20)Наступил тихий вечер. (21)Заблестели через серую пыльцу звёзды, и нам они казались звёздами с солдатских пилоток – протяни лишь руку и потрогай пальцами… (22)А что от них свет долго идёт, так это враньё просто. (23)Звёзды были рядом, это мы хорошо знали в тот вечер. (24)Появилась почтальонша, но мы уже не насторожились при её приходе. (25)Мы подошли к окну и спросили, кому письмо. (26)Козыреву протянули листок. (27)И вдруг спальня замолчала. (28)Но нам понималось, что кто-то закричал. (29)Было непонятно и страшно.
(30) «Сообщаем, что отец ваш, майор Козырев, пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года».
(31)Нас было в спальне одиннадцать человек, и десять из них молчали. (32)Майская прохладная ночь дышала в окно. (33)Светились далёкие звёзды. (34)И было ясно, что свет от них шёл долго.
Слайд 5«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и
передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения,
которым он обладает, другим людям» (В.Г.Короленко).
Слайд 6
Пишем вступление:
1. О чем будем писать? - о слове
2.
Показываем, что смысл высказывания понятен: «Смысл высказывания знаменитого русского писателя
я понимаю так…»
Слайд 73. Объясняем, как поняли высказывание. «словом можно выразить все, что
угодно. Но главное предназначение слова– дать возможность одному человеку донести
до другого свои мысли и чувства».
Слайд 8Особенно важно для писателя уметь пользоваться словом, чтобы из тысячи
выбрать то единственное, которое донесет «долю истины и вдохновения».
Слайд 9Завершаем вступление.
Делаем переход к основной части.
«Подтверждение этой мысли
можно найти в тексте».
Слайд 10
Итак, получилось вступление в 4 предложения.
Смысл высказывания знаменитого русского
писателя я понимаю так: словом можно выразить все, что угодно.
Но главное предназначение слова– дать возможность одному человеку донести до другого свои мысли и чувства. Особенно важно для писателя уметь пользоваться словом, чтобы из тысячи выбрать то единственное, которое донесет «долю истины и вдохновения». Подтверждение этой мысли можно найти в тексте».
Слайд 11
Пишем основную часть.
Нужно найти два аргумента в тексте, подтверждающих
то, что мы сказали во вступлении.
Слайд 12
В предложении 4 похоронки названы «чёрными листками». Используя это сочетание,
автор показывает, какие чувства вызывали у детей эти сообщения: страх
смерти, страх потерять близкого человека. …
Слайд 13
Что сделано?
1. Назван номер предложения, откуда взят аргумент.
2. Аргумент
выписан.
3. Объясняется, почему именно это выбрано (почему автор использовал именно
такие слова).
Слайд 14Ищем второй аргумент:
В предложении 21 используется слово «звёзды» в двух
значениях: одно – в значении «небесные светила», другое – в
значении «знак воинского отличия». Используя этот приём, автор показывает недосягаемость для детей своих отцов, точно такую же, как недосягаемость далёких звёзд.
Слайд 15Пишем вывод.
Для связи с основной частью используем варианты:
итак
таким
образом
подведем итог
сделаем вывод
Из приведенных примеров следует
Слайд 16
Формулируем вывод в два предложения.
Таким образом, приведенные примеры помогают
читателю понять мысль автора о тяжёлых судьбах детей военного времени.
И можно утверждать, что высказывание В. Г. Короленко о назначении слова верно.