Слайд 1
)
Изложение с элементами
сочинения по картине
А.А. Пластова «Родник»
(Урок русского языка
в 9 классе)
Слайд 2
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом
овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь
хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.
Иван Бунин
Слайд 3
Словарная работа
Родник – водный источник, текущий из глубины
земли, ключ.
(Словарь
С.И. Ожегова)
Слайд 4
Аркадий Александрович
Пластов
(
1893-1972 )
Народный художник СССР (1962).
Действительный член Академии
художеств СССР (1947).
Лауреат Государственных премий
(1946, 1972).
Лауреат Ленинской премии (1966).
Учился в Симбирске и Москве –
Строгановском художественно-
промышленном училище (1912-1914)
и МУЖВЗ на отделении
скульптуры (1914-1917).
Одновременно учился живописи
у А.Е.Архипова, А.С.Степанова,
А.М.Васнецова.
Слайд 5
«Цветы и мёд»
«Пасхальный натюрморт»
«Розы»
«Цветы и
земляника»
Слайд 6
«Берёзы»
«Поле пшеницы»
«Скала»
«Конь в поле»
Слайд 7
«Тройка. Ребятишки у ручья»
«Апрель»
«Когда на земле мир»
«Ночное»
Слайд 8
Иллюстрации к произведениям Л.Толстого,
А.Чехова, Н.Гоголя,
Н.Некрасова
Слайд 12
Полотна Пластова полны жизнеутверждающей
силы. Через цвет и благодаря цвету
художник
наполняет свои картины живым, трепетным
чувством.
Мастер говорил:«Я люблю
эту жизнь.
А когда из года в год видишь ее... думаешь,
что надо об этом поведать людям... Жизнь
наша полна и богата, в ней так много
потрясающе интересного, что даже
обыкновенные будничные дела наших людей
приковывают внимание, потрясают душу.
Это надо уметь видеть, замечать».
РОДНИК
Восемь лет эту местность я знаю.
Уходил, приходил,- но всегда
В этой
местности бьет ледяная
Неисчерпываемая вода.
Полноструйный родник, полнозвучный,
Мой родной, мой природный родник,
Вновь к тебе (ты не можешь наскучить!)
Неотбрасываемо я приник.
И светло мне глаза оросили
Слезы гордого счастья, и я
Восклицаю: ты - символ России,
Изнедривающаяся струя!
И. Северянин
Слайд 14
Как художник изображает
героиню?
Как она одета?
Какова её поза?
Выберите и прочитайте
из
текста упражнения № 355
предложения, словосочетания,
описывающие одежду, фигуру героини картины.
Слайд 15
Опишите выражение
лица героини.
Найдите в тексте упражнения
№ 355 описание
выражения лица героини.
Слайд 16
Какие краски использует
художник, передавая движение
чистой и холодной родниковой
воды?
В
каких предложениях, словосочетаниях упражнения № 355 автор текста С.Кузнецова
описывает родниковую воду?
Слайд 17
Какую роль играет
в картине фон?
Найдите описание фона
в тексте упражнения
№ 355.
Слайд 18
Расскажите о том впечатлении, которое
произвела на вас картина А. Пластова
«Родник».
Объясните
смысл названия картины.
Слайд 19
Свежесть, чистота, победоносная босоногая юность властно чарует нас в
этом холсте. Мы невольно вспоминаем страницы нашей собственной жизни, и
что-то светлое, радостное вопреки нашей воле посещает нашу душу. Такова магия пластовской живописи.
В замысле картины есть более глубокий смысл,
нежели передача простой бытовой сцены.
Художник назвал свою картину «Родник», как бы
подчеркивая этим, что изобразил в ней
источник жизни, красоты и радости.
Слайд 20
Поет день и ночь в сторонке родной заветный родник лесной.
И нет холодней и нету вкусней воды во Вселенной всей.
Я помню в жаркий день июля земля, ручьем звеня,
Как будто ковш мне протянула, чтоб напоить меня.
Живи, родник, живи,
Родник моей любви,
Любви к земле одной,
К земле навек родной.
Живи, родник, живи,
Родник моей любви,
Любви к земле одной,
К земле навек родной.
Вода родника - живая вода. Она, как любовь, чиста.
Пусть струйка тонка и легка, с нее началась река.
А мне всегда родник бессонный слышен в любой дали,
Словно звучит с глубин бездонных голос родной Земли .
Вячеслав Добрынин
Слайд 21
«Надо, чтобы человек непреходящую,
невероятную красоту мира чувствовал
ежечасно, ежеминутно.
И когда поймёт
он эту удивительность, громоподобность
бытия, - на
всё его тогда хватит: и на
подвиг в работе, и на защиту Отечества,
на любовь к детям, к человечеству всему.
Вот для этого и существует живопись».
А. Пластов
Слайд 22
Родник родит речку, а река
льётся-течёт через всю
матушку-
землю, через всю Родину. Кормит народ.
Вы глядите,
как это складно выходит:
родник, Родина, народ. Все эти слова
как бы родня.
«Золотая роза» /«Родник в мелколесье»/
Паустовский Константин
Слайд 23
"Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, —
писал Пришвин. — Вот возьми, например, слово "Родина". Сколько слов
с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание..."
Слайд 26
МСКОУ СКОШ № 36
г.Озёрска Челябинской области
Автор: Горохова Лариса Борисовна,
учитель русского
языка и литературы