Слайд 1Изобразительно-выразительные средства
Урок русского языка в 10 классе
Слайд 2Проверка домашнего задания
Напишем словарный диктант под диктовку в контрольных тетрадях
Слайд 3Запишите новые слова в словарь. Выучите их дома
Антенна, антициклон, антология,
апартаменты, апелляция, аплодисменты, апогей, аппарат, аппетит, аппликация, артиллерия, архаизм, асимметрия,
ассамблея, аттестат, аттракцион, аудитория.
Слайд 4Цели занятия:
Систематизировать и обобщить знания о различных изобразительно-выразительных средствах
Уметь находить
их в тексте
Уметь пользоваться этими средствами в речи
Слайд 5Ответьте на вопросы:
Что такое эпитет?
Это красочное определение
Что такое метафора?
Это слово
в переносном значении
Что такое гипербола?
Это преувеличение
Что такое риторический вопрос?
Это вопрос,
не требующий ответа
Что такое инверсия?
Это обратный порядок слов
Слайд 7Познакомимся с некоторыми тропами:
Метонимия – перенос названия с одного предмета
на другой: с содержимого на содержащее.
Не дай мне бог сойти
с ума.
Нет, легче посох и сума.
Подразумевается доля нищего. Поэт утверждает, что лучше быть нищим.
Слайд 8Синекдоха
Замещение слова другим, находящимся с ним в отношениях «большее-меньшее».
Розы в
хрустале
Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза.
Слайд 9Гипербола и литота
Гипербола – от слова «гипер» - очень –
преувеличение.
Литота – наоборот, преуменьшение
Слайд 10СРАВНЕНИЕ
Сравнение приравнивает предметы и явления и присоединяется союзами «как», «будто»,
«словно», «как будто».
___________________
Используя сравнения, метафоры, эпитеты, опишите эти цветы.
Слайд 11Анафора и эпифора
Анафора – единоначатие.
Не надо путать анафору с синтаксическим
параллелизмом. Синтаксический параллелизм – это одинаковое строение предложений с точки
зрения синтаксиса.
Парцелляция – это деление предложений «на порции» с помощью запятых или точек на отрезки.
Эпифора – одинаковый конец строчек стихов, предложений.
Слайд 12Градация
Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы
располагаются по нарастающей.
Как ему до сих пор не пришло в
голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?
Слайд 13Вопросно-ответная форма изложения
Вопросно-ответная форма изложения - форма речи, при которой
автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к
обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними.
Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма — дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится — это задача нас всех.
Слайд 14Перифраза
Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова.
Особое место
занимало у него в словаре слово «золото».
Золотом называлось всё, что
хотите. Уголь и нефть — «черное золото». Хлопок — «белое золото». Газ — «голубое золото».
(В. Войнович)
Слайд 15Парцелляция
Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части.
Жил
в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений.
И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт.
(С. Довлатов)
Слайд 16Окказионализмы
Окказионализмы - индивидуально-авторские неологизмы
Как бы нам самим следить, чтобы наши
права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)
Слайд 17Оксюморон
Оксиморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий
Сладостные мучения
испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание сменилось в
нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. (Н. Кривцов)
Слайд 18Лексический повтор
Лексический повтор - повторение в тексте одного и того
же слова.
— Эти люди — ваши родственники?
— Да, — сказал
он.
— Все эти люди — родственники?
— Безусловно, — сказал он.
— Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох?
(С. Довлатов)
Слайд 19Контекстуальные синонимы
Контекстные (или контекстуальные) синонимы
Была, правда, старая настольная лампа,
купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому
ничем не дорогая. (Д. Гранин)
То было видение...
Передо мною появились два ангела... два гения.
Я говорю: ангелы... гении — потому что у обоих на обнаженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные длинные крылья.
(И. Тургенев)
Слайд 20Контекстуальные антонимы
Контекстные (или контекстуальные) антонимы - слова, которые в языке
не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном
тексте.
Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
Слайд 21Ирония
Ирония - вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается
насмешка.
Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О, огромный
выбор цветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато-серый, серовато-черный, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах.
(И. Ильф, Е. Петров)
Слайд 22Инверсия
Инверсия - обратный порядок слов в предложении.
(При прямом порядке подлежащее
предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное —
после него, дополнение — после управляющего слова, обстоятельство образа дейст-
вия — перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами).
Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.
(М. Неверов)
Слайд 23Гротеск
Гротеск - художественное преувеличение до невероятного, фантастического.
Если бы какие-нибудь вселенские
диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить
её в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (В. Солоухин)
Слайд 24Антитеза
Антитеза (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект
резкого контраста..
Всю мировую литературу я разделяю на два типа
— литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского — и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (Ф. Искандер)
Слайд 25Эллипсис
Эллипсис – это неполное предложение. Пропуск слова в нём заменён
тире.
Слайд 26Риторическое обращение
Риторическое обращение - фигура речи, в которой в форме
обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится.
Милые мои!
Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет? (В. Войнович)
Слайд 27Риторический вопрос
Риторический вопрос - выражение утверждения в вопросительной форме
Кто из
нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем?
Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В. Астафьев)
Слайд 29Отгадайте виды изобразительно-выразительных средств.
«Съешь ещё тарелочку»
Метонимия
«Все флаги в гости будут
к нам»
Синекдоха
«Крошки во рту не было»
Литота
«Весь город говорил об этом»
Метонимия
«Мужичок
с ноготок»
Литота
«О чём ты воешь, ветр ночной? О чём ты сетуешь безбожно?»
Олицетворение и обращение
Слайд 32Какое средство выразительности использовано?
(1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с
чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто
так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей?
Риторический вопрос
Слайд 33Какое средство выразительности использовано?
(17)И что же, пакостник унялся? (18)Притормозил? (19)Засовестился?
Парцелляция
Слайд 34Какое средство выразительности использовано?
Да он как пакостил, так и пакостит,
причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками,
потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакие увещевания, никакая мораль, даже самая передовая, не годятся.
Лексический повтор
Слайд 35Какое средство выразительности использовано?
Но пакостников по сравнению с порядочными людьми
все же не так много.
Антонимы
Слайд 36Какое средство выразительности использовано?
Не оттого ли, что мы примирились с
ними, опустили руки?
Риторический вопрос
Слайд 37Какое средство выразительности использовано?
Пакость чаще всего творится скрытно.
Метонимия
Слайд 38Какое средство выразительности используется в предложениях?
«Дяденька, что вы делаете?» -
зачирикали мальчишки.
Метафора «зачирикали»
Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Могу
сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретают из-за красивых корешков. Но и это не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна.
Парцелляция
Слайд 39Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый
след бежал»? (А. Фет)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Синекдоха
Слайд 40Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал,
так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он
для тени и гулял»? (А. Плещеев)
Сравнение
Метафора
Литота
Эпитет
Слайд 41Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и
наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и
покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 42Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы
увяданье…» (А. С. Пушкин)?
Эллипсис
Гадация
Инверсия
Оксюморон
Слайд 43Какой троп используется в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Чаша жизни»?
Мы
пьём из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами
Когда
ж пред смертью с глаз
Завязка упадёт,
И всё, что обольщало нас,
С завязкой исчезает –
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был – мечта
И что она – не наша!
Эпитет
Развёрнутая
метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 44Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья
мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные
гремят» (А. Фет)?
Метафора
Синекдоха
Метонимия
Эпитет
Слайд 45Какой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно шла, гневна,
бурлива…»? (А. С. Пушкин)
Оксюморон
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 46Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою
счастлив я!» (А. С. Пушкин)?
Умолчание
Гадация
Инверсия
Оксюморон
Слайд 47Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в
Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 48Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит:
что взмах – то готова копна»?
(Н. А. Некрасов)
Эпитет
Метафора
Гипербола
Метонимия
Слайд 49Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой:
полюбил богатый –
бедную,
Полюбил учёный – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную:
Золотой
– полушку медную.
Антитеза
Гадация
Инверсия
Лексический
повтор
Слайд 50Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то
одинокая бродит гармонь»?
(М. Исаковский)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Метонимия
Слайд 51Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Не жалею, не зову,
не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С.
А. Есенин)?
Умолчание
Градация
Инверсия
Антитеза
Слайд 52Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины
вставали волны…»
(А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 53Какой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами жизни квота,
стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского
залива»
(В. В. Маяковский)
Эпитет
Метафора
Гипербола
Оксюморон
Слайд 54Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Я – царь, я
– раб, я – червь, я - Бог» (Г. Державин)?
Лексический
повтор
Градация
Оксюморон
Антитеза
Слайд 55Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь
в устах его дымился…»
(А. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Метонимия
Сравнение
Слайд 56Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут
в окна…»
(А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 57Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла – в
пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и
плуги» (В. А. Жуковский)?
Лексический
повтор
Градация
Оксюморон
Эллипсис
Слайд 58Домашнее задание
Выучить слова, приготовиться к словарному диктанту
Выучить определения языковых средств
(См. сайт Перова.ru. Готовимся к зачёту) Распечатать, приготовиться к проверочной
работе.
Слайд 59Проанализируйте данное стихотворение с точки зрения изобразительно-выразительных средств
Не ветер, вея
с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты –
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна,
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твоё легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье…
Слайд 60Разноаспектный анализ текста
(1)Ока ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем
днём. (2)Вода шла сильно, во вест размах реки. (3)Всплёскивала рыба.
(4)В мутноватом свете ночи было видно, как круги от всплесков стремительно уносятся течением, растягиваясь и разрываясь.
Определите тип речи. Обоснуйте ответ.
Описание
повествование
Рассуждение
Найдите в тексте эпитеты
Найдите в тексте метафоры
Укажите средства связи 1 и 2 предложений
Союз
Лексический повтор
Наречие времени
Однокоренные слова
Контекстные синонимы
Слова, соотносящиеся как обозначение части и целого