Разделы презентаций


Изобразительно-выразительные средства языка 11 класс

Содержание

Содержание1 часть: Тропы( троп – употребление слова в переносном значении).2 часть: Фигуры речи( обобщённое название стилистических приёмов).3 часть: План лингвистического анализа.4 часть : Несколько советов при определении стилей и типов речи.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Изобразительно-выразительные средства языка ( памятка для анализа текста при подготовке к

ЕГЭ в 11 классе)
Автор работы: Учитель литературы и русского

языка ГБОУСОШ № 250
г.Санкт – Петербурга
Соковых Надежда Николаевна
Изобразительно-выразительные средства языка ( памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ в 11 классе) Автор работы:

Слайд 2Содержание
1 часть: Тропы( троп – употребление слова в переносном значении).
2

часть: Фигуры речи( обобщённое название стилистических приёмов).
3 часть: План лингвистического

анализа.
4 часть : Несколько советов при определении стилей и типов речи.
Содержание1 часть: Тропы( троп – употребление слова в переносном значении).2 часть: Фигуры речи( обобщённое название стилистических приёмов).3

Слайд 3Аллегория – иносказание.
В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей

показаны через образы животных . Такие образы носят общеязыковый характер.
Вспомните,

например, басню И.А.Крылова « Ворона и Лисица». Кто из них воплощает человеческую глупость, а кто хитрость?
Аллегория – иносказание.В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей показаны через образы животных . Такие образы

Слайд 4Антомасия – употребление собственного имени в значении нарицательного.
1) Мы все

глядим в Наполеоны… (А.С.Пушкин)
2) Явление «хлестаковщины» до сих пор

сохраняется в нашем обществе.
3) Да кто из нас не «обломов»!.
Антомасия – употребление собственного имени в значении нарицательного.1) Мы все глядим в Наполеоны…  (А.С.Пушкин)2) Явление «хлестаковщины»

Слайд 5Гипербола – приём, основанный на преувеличениях.
1)Глаза громадные, как прожекторы.
2) В

бамбуковой заросли мяукал кот, заблудившийся в этих необъятных джунглях.

Гипербола – приём, основанный на преувеличениях.1)Глаза громадные, как прожекторы.2) В бамбуковой заросли мяукал кот, заблудившийся в этих

Слайд 6Гротеск – предельное преувеличение
1) Этот градоначальник был с фаршированной головой.

( Из « Истории одного города Салтыкова-Щедрина.)

Гротеск – предельное преувеличение1) Этот градоначальник был с фаршированной головой. ( Из « Истории одного города Салтыкова-Щедрина.)

Слайд 7Ирония – насмешка, осмеяние , содержащее оценку.
1)Откуда, умная, бредёшь ты,

голова?
2) Ноздрёв был в некотором отношении
исторический человек.

Ирония – насмешка, осмеяние , содержащее оценку.1)Откуда, умная, бредёшь ты, голова?2) Ноздрёв был в некотором отношенииисторический человек.

Слайд 8Литота – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе.
1) Талии у

девиц были никак не толще бутылочной шейки.
2) Такой маленький рот,

что больше двух кусочков никак не может пропустить.
Литота – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе.1) Талии у девиц были никак не толще бутылочной шейки.2)

Слайд 9Метафора – скрытое сравнение.
1) Со снопом волос твоих овсяных отоснилась

ты мне навсегда.
2) Звёзды пересыпались белыми зёрнами.
3) Покатились глаза собачьи

золотыми звёздами в снег.
Метафора – скрытое сравнение.1) Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда.2) Звёзды пересыпались белыми зёрнами.3)

Слайд 10Метонимия ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать

в сравнение)
1) От этого происшествия ахала вся Московская улица.
2) «

Я три тарелки съел».
3) И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ.
4) Эй, борода! Как проехать к Плюшкину?
5) Вся деревня над ним смеялась.
Метонимия ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать в сравнение)1) От этого происшествия ахала вся

Слайд 11Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как живых
1) Плакаты кричали о

Победе.
2) О чём ты воешь, ветер ночной?
3) Телеграф гудел свою

скучную песню.
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как живых1) Плакаты кричали о Победе.2) О чём ты воешь, ветер ночной?3)

Слайд 12Перифраза – средство, при котором предмет. Явление заменяется признаком
1) Это

был царь зверей.( Лев)
2) Будем же заботиться о братьях наших

меньших.
3) Унылая пора! Очей очарованье!

Перифраза – средство, при котором предмет. Явление заменяется признаком1) Это был царь зверей.( Лев)2) Будем же заботиться

Слайд 13Синекдоха – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым
1)

Все флаги в гости будут к нам.
2) Там стонет человек

от рабства и цепей.
3)Швед, русский колет, рубит, режет…
Синекдоха – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым1) Все флаги в гости будут к нам.2)

Слайд 14Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим
1) Лёд

неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
2) Они

лежали как мёртвые.
3) Ракета, точно разбившись о небо, с треском рассыпалась.
Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий

Слайд 15Эпитет – образное определение
1) И мы в твоих стихах, поэт,

не разгадали младенческой печали.
2) Наступил синий, тягучий рассвет.
3) На нас,

дымясь, спускалось разъярённое небо.
Эпитет – образное определение1) И мы в твоих стихах, поэт, не разгадали младенческой печали.2) Наступил синий, тягучий

Слайд 16Стилистические фигуры речи
Это обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово,

в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Стилистические фигуры речиЭто обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает

Слайд 17Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных

строк; единоначатие
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…

(А.Пушкин)
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона…
( С.Есенин)

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк; единоначатиеЛюблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий,

Слайд 18Антитеза – приём контраста, противопоставления явлений и понятий, подбор анонимов
Ты

и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

( Н. А.Некрасов)

Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь.
Антитеза – приём контраста, противопоставления явлений и понятий, подбор анонимовТы и убогая,Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и

Слайд 19Градация – постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или

убывающей значимости
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как

с белых яблонь дым…
( С.А.Есенин)
Час, и другой, и третий продолжалась переправа. ( А.К.Толстой)
Градация – постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или убывающей значимостиНе жалею, не зову, не плачу,

Слайд 20Именительный представления – субъект синтаксически подчёркнут в зачине, он центр

сообщения
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось…

(А.С.Пушкин)
Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём свою страну потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши…
/ По К. Ушинскому/
Именительный представления – субъект синтаксически подчёркнут в зачине, он центр сообщения Москва! Как много в этом звукеДля

Слайд 21Инверсия – перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено

грамматикой
Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням… ( А.С.Пушкин)

Роняет

лес багряный свой убор,
Сребрит морооз увянувшее поле…
( А.С.Пушкин)
Инверсия – перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено грамматикойШвейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным

Слайд 22Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова
Как

пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить

-
Буйну голову сложить! ( А. Блок)
Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же словаКак пошли наши ребятаВ красной гвардии служить –В

Слайд 23Синтаксический параллелизм –построение предложений по одной схеме
Мне казалось, что деревья

и молодая трава спали. Казалось, что даже колокола звонили не

так громко и весело.

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…
( М. Ю. Лермонтов)
Синтаксический параллелизм –построение предложений по одной схемеМне казалось, что деревья и молодая трава спали. Казалось, что даже

Слайд 24Умолчание – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь


Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что?
Моей судьбой, сказать по

правде,
Очень никто не озабочен.
( М.Ю.Лермонтов)
Умолчание – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь Поедешь скоро ты домой:Смотри ж… Да что?Моей

Слайд 25Оксюморон –сочетание не сочетающихся по смыслу слов
«Мёртвые души».
В глазах мелькнуло

выражение весёленького сумасшествия.

Честный вор, бесчувственная эмоциональность, больное счастье, хилый силач,

богатый нищий и т.д.
Оксюморон –сочетание не сочетающихся по смыслу слов«Мёртвые души».В глазах мелькнуло выражение весёленького сумасшествия.Честный вор, бесчувственная эмоциональность, больное

Слайд 26Риторический вопрос, восклицание, обращение
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов!…

( М.Лермонтов)
Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам…Идеалы и мода у каждой эпохи свои.
Риторический вопрос, восклицание, обращениеА вы, надменные потомкиИзвестной подлостью прославленных отцов!…

Слайд 27Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова,

вид умолчания
Мы сёлы - в пепел,
Грады – в прах,
В мечи

– серпы и плуги.
( В. Жуковский)
Только ты люби меня. А уж я тебя буду –
до последней волосиночки.
( А. Иванов)
Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова, вид умолчанияМы сёлы - в пепел,Грады –

Слайд 28Цитация ( цитирование)
« Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшим

её воплощением»,- писал Никита Струве.

По словам Никиты Струве, Анна Андреевна

Ахматова « была самой поэзией, высшим и чистейшим её воплощением».

Цитация ( цитирование)« Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшим её воплощением»,- писал Никита Струве.По словам Никиты

Слайд 29Аллитерация – приём повторения согласных звуков
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень

голубой.

( А.С.Пушкин)
Аллитерация – приём повторения согласных звуковШипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой.

Слайд 30Ассонанс – приём повторения гласных звуков
Скучна мне оттепель:
Вонь, грязь, весной

я болен…

( А.С.Пушкин)
Ассонанс – приём повторения гласных звуковСкучна мне оттепель:Вонь, грязь, весной я болен…

Слайд 31План лингвистического анализа
I. Тема.
II. Идея.
III. Форма:
1. Стиль текста;
2. Тип текста;
3.

Композиция
4. Лексические средства выразительности;

5. Стилистические фигуры речи;
6.

Синтаксический строй ( способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)
План лингвистического анализаI. Тема.II. Идея.III. Форма:1. Стиль текста;2. Тип текста;3. Композиция4. Лексические    средства выразительности;5.

Слайд 32Несколько советов при определении стилей речи
В научных стилях авторская мысль

передаётся ясно, точно, логично, без эмоций.
Публицистический стиль, напротив, эмоциональный, т.

к. автору важно передать информацию и эмоционально воздействовать на читателя.
В текстах художественного стиля для понимания авторской мысли важен подтекст, глубинный смысл высказывания.
Несколько советов при определении стилей речиВ научных стилях авторская мысль передаётся ясно, точно, логично, без эмоций.Публицистический стиль,

Слайд 33Несколько советов при определении типов речи
В описательных текстах информация

раскрывается через описание значимых частей предмета и его свойств. Вы

должны увидеть все составляющие описание.
В повествовательных необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев, сформулировать идею автора.
Несколько советов при определении типов речи В описательных текстах информация раскрывается через описание значимых частей предмета и

Слайд 34Текст чаще всего бывает комбинированный, а не однородный
В рассуждении пишущий

обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения
( тезисы),

аргументирует их, делает выводы. Вывод напоминает тезис, часто расширяя его.
Учтите, такие тексты строятся авторами свободно.
Найдите авторский тезис, аргументацию, вывод, оцените авторскую точку зрения и постройте своё аргументированное суждение.


Текст чаще всего бывает комбинированный, а не однородныйВ рассуждении пишущий обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои

Слайд 35Используемая литература
1) Т.Ю.Угроватова « Русский язык. 34 урока подготовки к

ЕГЭ». Москва «Эксмо» 2007 г.
2) Русский язык. Экспресс – репетитор

для подготовки к ЕГЭ». Авторы: Т.И. Максимович, И.А. Пугачёв.Издательство «Астрель» 2008 г.
3) « Пособие для подготовки к экзаменам . Сочинение, отзыв, эссе» .Автор Е.Ю.Махницкая. Издательство «Феникс»2005 г
Используемая литература1) Т.Ю.Угроватова « Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ». Москва «Эксмо» 2007 г.2) Русский язык.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика