Слайд 1«Изучение лексики на уроках русского языка в начальных классах»
Слайд 2Объектом исследования является лексика как раздел языкознания.
Предметом исследования является методика
изучения лексики в начальных классах.
Цель исследования – анализ методики изучения
лексики в начальных классах.
Слайд 3Задачи
Изучить теоретические основы лексики как раздела языкознания.
Охарактеризовать направления изучения лексики
в начальных классах.
Выявить предпосылки лексической работы.
Определить продуктивные приемы изучения
лексики.
Слайд 4Основными направлениями лексической работы являются следующие:
обогащение;
уточнение;
активизация словаря;
устранение нелитературных
слов из лексикона
учащихся.
Слайд 5Обогащение словаря:
Словообразовательный анализ:
«От какого слова образовано это слово?» или «Почему
так назвали подосиновик, леденец, односельчане?»;
Сопоставление слов с целью выяснения различий: «Земляника и землянка», «серебряный и серебристый»;
Объяснение значения через контекст;
Включение нового слова в контекст: «В одном или в разных значениях употреблено выделенное слово в словосочетаниях сорвать лист с ветки, положить лист железа?»;
Слайд 65. Выяснение значения нового слова по справочным материалам;
6. Способ подбора
синонимов:
«Холят – ухаживают, окружают заботой»,
«нарекся –
назвался», «витязь – воин»;
7. Прием подбора антонимической пары:
«Старт – финиш», «медленно – быстро»;
8. Способ логического определения:
«Крейсер – военный корабль».
Слайд 7Уточнение словаря
Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы.
«Глупый - бестолковый, безмозглый».
«Сказать – произнести, молвить, изречь».
Работа с антонимами — словами с противоположным значением.
Работа с многозначными словами и омонимами.
Слайд 8Упражнения с синонимами:
обнаружение синонимов, объяснение значений и особенно оттенков значений,
различий между словами-синонимами: «»
подбор синонимов, которые могут служить заменой данному,
и выяснение оттенков значений, различий употребления;
активизация синонимов, т.е. использование в связной речи;
исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
Слайд 9Упражнения с антонимами:
1. Подбор антонимов к данным словам:
тьма —свет, холодный-
теплый.
2. Составление предложений с антонимами, точнее — с парами антонимов;
Заяц бегает быстро. Черепаха ползает медленно.
3. Замена антонимов в предложении:
4. Продолжение начатого предложения с антонимами:
В поле холодно, а в беличьем домике ...
5. Подбор антонимов к многозначным словам:
свежий хлеб —черствый хлеб; свежий ветер — теплый ветер;
6. Составление параллельных синонимических рядов:
старый, ветхий — новый, крепкий.
Слайд 10Упражнения с многозначными словами:
1. Подобрать слова, которые имели бы по
2-3 значения:
на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов.
2.
Сравнить значения слов в сочетаниях:
Идут часы — идут дети — идёт строительство.
3. Подобрать близкие по смыслу слова (синонимы) к каждому значению данных слов:
сырой картофель —вареный; сырая земля — сухая.
4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов:
сырой песок — ... сырой картофель — ...
Слайд 11Активизация словаря:
Составление словосочетаний с нужными словами;
Составление предложений с заданными
словами или с одним заданным словом:
творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли»;
Близкий к тексту пересказ;
Рассказы по наблюдениям, по картинам.
Слайд 12Лексическая работа обусловлена:
неточностью употребления слов в речи;
недостаточным знанием
синонимов;
сравнительно небольшим словарным
запасом;
трудностью в семантизации многозначных
слов;
сложностью в усвоении абстрактной
лексики.