Разделы презентаций


Качество речи

Содержание

Незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, логичность,выразительность, богатство, уместность. * Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации,которая лежит в её основе.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Качество речи.

Качество речи.

Слайд 2Незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи:

точность, чистота, логичность,
выразительность, богатство, уместность.
* Точность

– соответствие смыслового содержания речи и информации,
которая лежит в её основе. Важнейшее условие точности речи – это
соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает
те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла,
существенные именно для данного высказывания.


Значение качества речи:

Незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи: точность,  чистота,  логичность,выразительность, богатство, уместность.

Слайд 3*Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов
(профессиональных, жаргонных

и др.)
* Логичность – это выражение в смысловых

связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли.
*Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей.

*Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов(профессиональных, жаргонных и др.)  * Логичность – это

Слайд 4
*Богатство – это широкое и свободное использование языковых

единиц в
речи, позволяющие оптимально выразить информацию.
*Уместность – это

употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.

*Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц вречи, позволяющие оптимально выразить информацию.

Слайд 5 
Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл.
Вспомним

строчки из «Руслана и Людмилы» А. С. Пушкина: «Руслан томился
молчаливо,

И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи
зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта.
«Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума наберется». Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный
разговор. Внимание!!! Обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.

Основные качества речи:

   Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл.Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А. С.

Слайд 6Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей,
привлекала их внимание, важно,

работая над текстом, осмыслить:
- какие положения будут развиты;
-

что нового вносится в решение вопроса;
- что остается спорным и требует дальнейших размышлений;
- насколько высказываемые мысли аргументированы;
- какова авторская позиция.

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей,привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить: - какие положения

Слайд 7Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления.
Точность

словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает
предмет речи, насколько он

эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли
законы русского языка, его правила.
Таким образом, точность речи определяется:
- знанием предмета,
- логикой мышления,
- умением выбирать нужные слова.
Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т. е.
называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает
говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать.

Точность речи:

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления.  Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знаетпредмет

Слайд 8Небрежное отношение к языку может привести к непониманию,

неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже

к ссоре.

Небрежное отношение к языку может привести к  непониманию,  неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики,

Слайд 9 
Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано

с
действенностью, эффективностью устного слова.
Огромный словарь русского языка с точки зрения

сферы употребления можно
разделить на две большие группы — лексику неограниченной сферы
употребления, в которую входят общеупотребительные, понятные для всех
слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены
профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, т. е. слова,
употребляемые в определенной сфере — профессиональной, территориальной,
социальной.

Понятность речи:

 Соблюдение данного требования важно потому, что оно  связано  сдейственностью, эффективностью устного слова.Огромный словарь русского языка

Слайд 10 
Часто говорят и пишут о молодежном жаргоне. Вряд

ли это явление можно
назвать жаргоном, ибо оно не имеет социальных

корней. Молодежь, особенно
подростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова
и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы.
   Часто говорят и пишут о молодежном жаргоне. Вряд ли это явление можноназвать жаргоном, ибо оно

Слайд 11
Диалектные слова, а тем более жаргонизмы и арготизмы,

как правило,
недопустимы в речи. Эти элементы ограниченной сферы употребления могут

быть
введены в речь только с определенной целью, например в качестве
выразительных средств, подчеркивающих отношение говорящего, но делать это
следует осторожно, с пониманием целесообразности и уместности такого
применения в каждом конкретном случае.

Диалектные слова, а тем более жаргонизмы и арготизмы, как правило,недопустимы в речи. Эти элементы ограниченной

Слайд 12Особого внимания требует использование еще одной значительной группы
слов ограниченной сферы

употребления — терминологической лексики.
Термины — это слова, которые

являются точным обозначением определенного
понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства,
общественной жизни и т. п. Напомним, что понятие — это мысль об общих
существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений
объективной действительности.
Особого внимания требует использование еще одной значительной группыслов ограниченной сферы употребления — терминологической лексики.  Термины —

Слайд 13 Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков,

слов-
паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся

в
речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению,
многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать,
значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и
др. Это производит очень неприятное впечатление.
Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не
обладают информативностью.

Чистота речи:

Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет,

Слайд 14 
Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи?

Это и
волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать

нужные
слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального
словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой
деятельности.

   Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это иволнение во время говорения, и неумение

Слайд 15 
Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что

структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и

чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной.
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя;
соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называтьсявыразительной.

Выразительность речи:

 Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут

Слайд 16А теперь перейдем к эпитетам, метафорам и другим средствам языка

Эпитет — это не слово в словаре; эпитетом слово

становится, когда
попадает в речь. В словосочетании деревянная полка прилагательное — не эпитет; в словосочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом.
Метафора — это словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения.
Если эпитет — не слово в словаре, а слово в речи, то тем более справедливо
утверждение: метафора — не слово в словаре, а сочетание слов в речи. Можно вколачивать гвоздь в стену. Можно вколачивать мысли в
голову — возникает метафора, грубоватая, но выразительная. В метафоре, три элемента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, т. е. о признаке, общем в сравниваемыхпредметах (явлениях).
А теперь перейдем к эпитетам, метафорам и другим средствам языка  Эпитет — это не слово в

Слайд 17Метафора оказывает очень большое влияние на выразительность речи. Не
случайно так

велико ее место в речи художественной. И чем метафора свежее,
непривычнее,

тем она выразительнее. Правда, везде должно быть чувство меры,
логическая и эстетическая норма.
 
Метафора оказывает очень большое влияние на выразительность речи. Неслучайно так велико ее место в речи художественной. И

Слайд 18 
Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством

является речь. «Я мыслю, значит я существую» писал Декарт. Но

мысль без речевой структуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира.
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Заключение:

   Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным  средством является речь. «Я мыслю, значит я существую»

Слайд 19 
Выразительно может говорить человек соответствующий

следующим условиям:
самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка,

его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.
   Выразительно может  говорить  человек  соответствующий  следующим условиям:  самостоятельность мышления; неравнодушие;

Слайд 20Выразительные средства языка иногда сводят к

так называемым
выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность
могут

усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая
синтаксисом и стилями. Выразительные возможности слова поддерживаются и
усиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова в
поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного
мышления. На принципах ассоциации действуют, и другие выразительные
средства речи. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и
ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.
Выразительные средства языка  иногда  сводят  к  так  называемымвыразительно-изобразительным, т. е. тропам и

Слайд 21Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не
сделает

вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного
синтаксиса. Ведь

слова надо уметь выстроить из них такие предложения,
которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить
паузы.
Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще несделает вашу речь живой, если вы не владеете

Слайд 22Ре́чь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Процесс

речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми

(речевыми) средствами, а с другой стороны  — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Словарь:

Ре́чь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и

Слайд 23Риторика (рето́рика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда

понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.
Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования,

обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей.
Риторика (рето́рика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.Общение — многоаспектный и

Слайд 24 Учениц 7 «А»


Синицыной Ксении
Ямшановой Наташи
Клепаловой Ксении

Зачётная работа по риторике:

Учениц 7 «А»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика