Слайд 1
Методическая разработка:
«Каллиграфическая минутка на уроках русского языка
в начальной школе»
Часть
II
Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ № 12 города Выборга
Ленинградской области
Моисеева Наталья Анатольевна.
Слайд 3 Урок 12. Буква К.
Задания после каллиграфической
минутки,
переход к теме урока: « Сочетания ЧК, ЧН».
-Прочитайте пословицы.
Найдите в них слова с сочетаниями ЧК, ЧН.
- Как пишутся слова с сочетаниями ЧК, ЧН?
2. - Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Что важнее слова или поступки?
Слова на картинке: ласточка, Дюймовочка, королевство, кораблик, мак, колокольчик.
Слайд 5Урок 13. Буква Л.
Задания после каллиграфической минутки,
переход к теме урока: « Части речи. Имя прилагательное».
– Найдите
в первой пословице имена прилагательные. Чем вы руководствовались, когда находили эти части речи. Вспомните правило и расскажите, что такое имя прилагательное.
2. - Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Есть ли у вас друзья? Надо ли дорожить дружбой?
Слова на картинке: лиса, волк, лес, лавка, лягушка, лапти.
Слайд 7Урок 14. Буква М.
Задания после
каллиграфической минутки, переход к теме урока:
«
Парные согласные в корне слова»
1. -Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с парными согласными в корне слова. Как проверить парный согласный в корне слова?
2. - Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Слова на картинке: море, маяк, смотритель, моряк, молодость, мартышка.
Слайд 9Урок 15. Буква Н.
Задания после каллиграфической минутки,
переход к этапу урока: « Работа со словарными словами».
1. -
Найдите в пословицах словарное слово. Какие слова из словаря на тему « Природа» вы знаете?
2. - Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Почему каждому человеку важно учиться?
Слова на картинке: Незнайка, насекомые, насос, машина, земляника, находчивость, носик.
Слайд 11Урок 16. Буква О.
Задания после каллиграфической минутки,
переход к теме урока: « Правописание слов с двумя безударными
гласными».
– Найдите слово с двумя безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Подберите проверочные слова.
- Как вы понимаете смысл пословиц?
- Почему человеку трудно без родителей, без родного дома?
Слова на картинке: олень, оленёнок, дом, окно, забор, небо, дерево, копыто, пятно, поляна.
Слайд 13Урок 17. Буква П.
Задания после каллиграфической минутки,
переход к теме урока: «Слоги».
– Разделите слова в пословицах на
слоги. Что такое слог?
- Как вы понимаете смысл второй пословицы?
- Может ли человек добиться победы без труда, терпения, старания?
Слова на картинке: Винни-пух, Пятачок, поросёнок, посторонние, пушка.
Слайд 15Урок 18. Буква Р.
Задания после каллиграфической минутки,
переход к теме урока: «Разделительный мягкий знак».
– Найдите в пословице
слово с мягким знаком. Какую роль выполняет Ь в данном слове? Как определить, что в слове надо писать разделительный мягкий знак?»
2. – Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Что произойдёт, если люди перестанут трудится?
Слова на картинке: радуга, радость, коровы, берег, река, дубрава.
Слайд 17Урок 19. Буква С.
Задания после каллиграфической минутки,
переход к теме урока: « Безударные гласные в корне слова,
проверяемые и непроверяемые ударением».
– Выпишите из пословиц в два столбика слова с безударными гласными в корне, проверяемые и непроверяемые ударением. Что надо знать, чтобы грамотно написать такие слова?
- Что такое загадка? Как вы думаете, легко ли придумать загадку? Что для этого надо знать автору загадки?
Слова на картинке: Страшила, солома, дровосек, насыпь, сапоги, песок.
Слайд 19Урок 20. Буква Т.
Задания после каллиграфической минутки,
переход к теме урока: «Перенос слов».
- Найдите слова, которые нельзя
переносить? Вспомните правила переноса слов. Расскажите правило о переносе слов.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Какие качества людей высмеиваются в произведениях народного творчества?
- Как вы думаете, может ли сам человек воспитать в себе хорошие качества?
Слова на картинке: тигр, трава, тишина, хвост, пятна.
Слайд 21Урок 21. Буква У.
Задания после каллиграфической минутки,
переход к теме урока: «Перенос слов».
– Найдите в пословице слово,
которое нельзя перенести. Вспомните правила переноса слов. Подберите свои примеры слов, которые переносить нельзя.
2. – Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Для чего человеку нужны знания?
Слова на картинке: учитель, указка, учить, ум, урок.
Слайд 23Урок 22. Буква Ф.
Задания после каллиграфической минутки,
переход к теме урока: « Обозначение твёрдости согласных на письме».
-
Прочитайте пословицы. Найдите слова, в которых есть твёрдые согласные. Какие буквы указывают на твёрдость согласных?
- Вспомните пословицы, поговорки о месяцах, о временах года.
- Почему народ всегда так внимательно относился к изменениям и переменам в природе?
Слова на картинке: филин, февраль, фантазия, фонарик.
Слайд 25Урок 23. Буква Х.
Задания после каллиграфической минутки,
переход к теме урока: « Слова с безударной гласной, непроверяемой
ударением».
– Найдите в пословице словарные слова. Подберите словарные слова по теме
« Животные».
2. - Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Найдите слова антонимы к слову трудолюбие.
Слова на картинке: хозяюшка, Хрюшка, хорошо, хлеб.
Слайд 27Урок 24. Буква Ц.
Задания после каллиграфической минутки,
переход к теме урока: « Непроизносимая согласная в корне слова»
–
Найдите в пословице слово с непроизносимой согласной. В какой части слова находится эта непроизносимая согласная? Вспомните правило о правописании непроизносимой согласной в корне слова.
- Объясните значение слова «молодец».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Вспомните пословицы о храбрости, уме, трусости, глупости.
Слова на картинке: царевич, царевна, целый, поцелуй.