Слайд 1Когда употребляется в словах буква «мягкий знак» (Ь)?
учитель начальных классов
Анна
Юрьевна Спирина
Слайд 2Выглянул подснежник
В полутьме лесной-
Маленький разведчик,
Посланный весной.
(Е.Серова)
-Что вы знаете о выделенной в словах букве?
Слайд 3Сказка «Про мягкий знак»
Жили –были в Азбуке буквы, разные- гласные,
согласные.
Ходили друг к другу в гости.
Буквы жили - не тужили
,потому что все дружили. И
жила среди них одна буква , похожая на половинку буквы
Ы ,с которой никто не дружил. Буквам не нравилось , что она не обозначает звука.
Что ты за буква?- возмущались они.
Слайд 4Вот это буква .
Она называется «мягкий знак»
Слайд 5 Она не обозначала никакого звука , не умела говорить ,
молчала , и никто с ней не дружил , не
разговаривал.
Жилось мягкому знаку плохо , очень плохо. Как –то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это за слова. Но они зашифрованы загадкой.
Слайд 7ел
Стали буквы составлять слово «ель», а получается
Слайд 8ели
Что-то у нас не получается!-говорили буквы.-Звук[л] в слове «ель» мягкий
, а у нас твёрдый.- «И» говорит:-Встану
я и обозначу мягкость
«Л»,- и быстро пристроилась в конце.
Что получилось?
Слайд 9
-Лучше я встану ,-сказала «Я»
еля
Слайд 10У нас опять ничего не получилось , ведь ты обозначаешь
звук [а] – сказали буквы.
-Что же делать ? Ребята,
подскажите!
Слайд 11-Иди к нам ,мягкий знак ,- позвали буквы.
Он с радостью
согласился помочь буквам и быстро стал в конец .
-Что получилось?
(Ель).
Развеселились буквы , всем захотелось
пригласить его в гости.
Слайд 13Какое слово «спряталось»?
Олень
Деньги
дружить
Слайд 17Добавь слог, чтобы получилось слово с Ь
капель_____ уголь _____
паль ______ бань ______
сосуль
____ конь ______
Варень ____ крыль _____
Машень ___ огонь ______
- Раздели слова для переноса
с одной строки на другую.
Слайд 18! Буква Ь никогда не переносится на другую строку!
маль-чик
мальчик
Слайд 19Сказка «Про мягкий знак»
Жили –были в азбуке буквы, разные- гласные,
согласные.
Ходили друг к другу в гости.
Буквы жили - не тужили
,потому что все дружили. И
жила среди них одна буква , похожая на половинку буквы
Ы ,с которой никто не дружил. Буквам не нравилось , что она
не обозначает звука.
Что ты за буква?- возмущались они.
Вот это буква Ь.(показываю её классу и говорю , что
она называется «мягкий знак» )
Она не обозначала никакого звука , не умела говорить ,
молчала , и никто с ней не дружил , не разговаривал.
Жилось мягкому знаку плохо , очень плохо. Как –то
раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие.
Послушаем, что это за слова. Но они зашифрованы загадкой.
Слайд 20Стали буквы составлять слово ель.
Ел –получается.
Что-то у нас не получается!-говорили
буквы.-Звук[л]
в слове «ель» мягкий , а у нас твёрдый.- «И»
говорит:-Встану
я и обозначу мягкость «Л»,- и быстро пристроилась в конце.
Что получилось? (Ели)
Лучше я встану ,-сказала «Я» (Еля)
У нас опять ничего не получилось , ведь ты обозначаешь
звук [а] – сказали буквы.
Что же делать ? Ребята подскажите! (Надо поставить Ь!)
-Иди к нам ,мягкий знак ,- позвали буквы.
Он с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в
конец .
Что получилось? (Ель).Развеселились буквы ,всем захотелось
пригласить его в гости.