Слайд 1Комплексный анализ текста
в формате ЕГЭ
Орлова Татьяна Николаевна, учитель русского
языка
МБОУ «Гимназия №1» города Новомосковска Тульской области
Слайд 2
Сформулируйте основные
цели и задачи занятия.
Слайд 31) совершенствовать навыки устной и письменной речи;
2) развивать умение правильно
и лаконично излагать свои мысли;
3) расширять лингвистический кругозор;
4) производить комплексный
анализ текста с точки зрения орфографии, пунктуации, идейного замысла.
Слайд 4 Задачи:
отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки, повторить изученные орфограммы
(правописание -н- -нн- в полных и кратких причастиях) и пунктограммы
(обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом);
совершенствовать умение выполнять различные виды разбора (словообразовательный, орфографический, пунктуационный);
повторить основные речеведческие понятия;
готовиться к написанию сочинения в формате ЕГЭ;
Слайд 5Солоухин Владимир Алексеевич, русский поэт, прозаик и общественный деятель, родился
14 июня 1924 года, в селе Алепино (Владимирская область).
Слайд 6
Что такое текст? Дайте определение данному понятию.
Слайд 7 Текст (от лат. textus – ткань, сочетание слов)
речевое произведение, в котором предложения расположены в определённой последовательности, связаны
между собой по смыслу и грамматически, объединены общей темой и идеей.
Слайд 8Выполняя задание А29, определите тип
речи текста :
1) описание и
повествование
2) описание
3) рассуждение
4) повествование
Слайд 9
Какой стиль речи использовал
В.А. Солоухин при создании данного текста?
Свой ответ обоснуйте. Какова задача данного стиля?
Слайд 10Задача публицистического стиля – излагать и разъяснять важные общественные вопросы,
убеждать читателей в чём-либо, делать их активными участниками общественной жизни.
Для него характерны открытая оценочность, эмоциональность, сочетание логичности с образностью.
Слайд 11В вазе, стоящей у окна, зеленели ветки.
Обособление согласованных определений, выраженных
причастным оборотом
Обдуваемый всеми ветрами, он стоял на горе.
Всё ещё уставшая,
мать слушала его.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1e380221-2e2a-4d83-b717-10e2be9a4efe/%5BIS-TA_05-11_08%5D_%5BIA_08-AT%5D.swf
Слайд 12 В1. Из предложений 1 – 3 выпишите
слово, которое образовано приставочным способом.
В1. Из предложений 6–8
выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.
В1. Укажите способ образования слова ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
В1. Укажите способ образования слова ПОЛЁТ.
Слайд 13Выполняя задание А28, ответьте на вопрос: какое утверждение противоречит
точке зрения автора текста?
1)Жизнедеятельность человека представляет реальную угрозу нашей планете.
2)Современный человек не всегда может черпать духовные силы в общении с природой.
3)Система жизнеобеспечения на Земле не способна к самообновлению.
4)Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека.
Слайд 14Выполните задание А30.
В каком предложении текста слово «КОРАБЛЬ» употреблено
в переносном значении?
1) 2; 2) 3; 3) 5; 4)
6.
Слайд 15Задание В8. “В первых двух предложениях текста использована ____. Этот
образ “космического тела” и “космонавтов” является ключевым к пониманию авторской
позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что “человечество — это болезнь планеты”. ______(“ Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты.") передают негативные деяния человека. ____, употреблённые в тексте (предложения 8, 11, 12), подчёркивают, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 13-м предложении ____“оригинальная” придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом”.
Список терминов: 1) сравнительный оборот; 2) ирония; 3) вводные слова и вставные конструкции; 4) парцелляция; 5) развёрнутая метафора; 6) вопросно-ответная форма изложения; 7) лексический повтор; 8) однородные члены предложения; 9) эпитет.
Слайд 16Композиция сочинения – рассуждения по предложенному тексту
Вступление (зачин)
Формулировка проблемы
Комментарий
Позиция
автора
Моя позиция + аргумент №1
Аргумент №2
Заключение
Слайд 17Как сформулировать проблему исходного текста?
Проблема - это сложный теоретический
или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Слайд 19 Прокомментировать проблему – значит
показать степень понимания
текста;
умение видеть его важнейшие аспекты;
понять замысел автора и ход авторской
мысли.
Слайд 23Проблема – это вопрос, который волнует автора.
Авторская позиция – это
ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Слайд 24Как выразить собственное мнение и аргументировать его?
Слайд 26
Аргументация по проблеме сохранения окружающей среды
И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Булгаков
«Собачье сердце»,
В.Астафьев «Царь-рыба», «Людочка», В.Распутин «Прощание с Матёрой»,Б.Васильев «Не
стреляйте в белых лебедей»,
Ч.Айтматов «Плаха».
Публицистические статьи писателей С.Залыгина, В.Распутина, В.Астафьева, В.Солоухина, В.Пескова.
Экологические проблемы широко освещаются на Экологическом портале Интернет.
«Червь, человечек, короед, Какую ты сожрал планету!..» (А.Вознесенский)
«Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики…»
(М.Дудин. «Берегите Землю»)
Слайд 27Заключение – это последняя часть сочинения-рассуждения, где необходимо ещё
раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, соответствующий данной
проблеме.
Типы заключений: яркий пример– обобщение, цитата с комментарием, вывод-впечатление.
Слайд 28Домашнее задание
Напишите сочинение – рассуждение по тексту
В. Солоухина, отметив
актуальность проблемы сохранения окружающей среды и для нашего города. (Что,
на ваш взгляд, может изменить экологическую обстановку в районе?) Используйте не менее двух аргументов, подтверждающих
ваши мысли.