Слайд 1Тема урока: «Самая живая часть речи – глагол»
Цель урока: Умение
избирательно пользоваться языковыми средствами, употреблять те слова и словосочетания, которые
точно передают содержание текста; систематизирование знаний учащихся о глаголе; воспитание любви к национальным традициям и обычаям, природе.
Оборудование : Картинки с изображением природы, таблицы, раздаточные карточки, использование ТСО.
Ход урока.
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Слайд 2- Сегодня у нас необычный урок – урок-конкурс. В программу
нашего необычного конкурса вошли казахские национальные конноспортивные игры.
Радостным событиям: рождению
ребенка, «переходу в колыбель» (бесікке салу), cамым первым шагам (тұсау кесу), первому выезду на коне в 3-5 лет за пределы аула (тоқым тағар), обряду бракосочетания и другим – посвящаются самые излюбленные у кочевых народов игры-состязания.
Встреча с миром, вхождение в мир, открытие мира, уход из мира сопровождаются конными скачками.
Солнце и ветер, роса на земле и звездное небо, конское ржание и перелетные птицы – это символы и знаки, с детства понятные каждому кочевнику. Конь подарил седоку все четыре стороны света, раздвинул время – и день, и год, и век, сделал всадника быстрым, как беркут, и бесстрашным, как барс. Конь для казаха – символ солнца, а значит и жизни.
Наш народ ценил коня, а не ханский трон.
Он, когда в степи байга, наберет разгон.
Мрет казахская душа, когда
Пыль от скачек ветровых скроет небосклон.
И.Жансүгіров «Құлагер».
Слайд 3Отгадывание загадки-стихотворения:
Что без меня предметы?
Летит ракета,
Лишь названия.
Люди строят здания,
Но я приду - И рожь в полях растет.
Все в действие придет. (С.Кондрашов)
Вопросы:
- О какой части речи говорится в стихотворении?
I тур (теоретический). «Байға»
В этом туре ученикам предлагается списать словосочетания с доски, где должны выделить главное слово, затем ответить на вопросы по теме «Глагол».
II тур (практический) «Күміс алу»
На этом этапе урока проводится дифференцированная работа по тексту.
Слайд 4Страна Глаголия
Свеж утренний воздух над Глаголией. На фасаде дворца времен
на шелковом полотнище синеет надпись: «Мы обозначаем действие!» Здесь глагол
изменяется по временам. Зайдет в одну дверь в форме будущего времени, в другую выйдет глаголом в настоящем и прошедшем времени. У выхода наденет на себя число, род и лицо, станет сказуемым, согласуется с подлежащим – и пошел по дорожкам предложений. Таковы жители этой удивительной Глаголии. Глаголы гордятся своими значениями и своей жизнью.
Слайд 5Разноуровневые задания по тексту.
1-й вариант.
А) Найти и подчеркнуть все глаголы.
Б)
Назвать все глаголы настоящего времени.
В) Сделать синтаксический разбор последнего предложения.
2-й
вариант.
А) Назвать глаголы будущего времени.
Б) Разобрать по составу слова: синеет, зарослей, шелковом.
В) Сделать синтаксический разбор 2-го предложения.
3-й вариант.
А) Выписать 2-3 глагола.
Б) Определить их вид, время, лицо.
В) Сделать синтаксический разбор 3-го предложения.
Слайд 6III тур «Көкпар»
Слушается грамзапись пьесы П.Чайковского из цикла «Времена года».
Под музыку читается стихотворение «Черемуха» (текст стихотворения лежит на столе
у каждого ученика, было дано опережающее задание). За правильный ответ получат «тушу козла».
Вопросы и задания:
- Определите вид, число и лицо глаголов расцвела, завила.
- В каком времени употреблены глаголы в первом четверостишии?
- В каком времени в остальных?
- В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
- Назовите глаголы движения.
Слайд 7IV тур (творческий). «Жамбы (слиток серебра) ату»
Задача участников этой
игры – на полном «скаку» сорвать жамбы (листки), подвешенные к
шесту, на котором написаны глаголы и правильно их вставить на место пропущенных слов в тексте.
Из-под камня … родник. Он превращается в ручеек, который весело … на восток. Ручей звенит, журчит, и потом стремительно … вниз. По склону горы он спокойно … по равнине.
(К Паустовский)
Глаголы на жамбы: бьет, бежит, сползает, стремиться, стекаются, течет.
V тур (лексико-семантический). «Жорға жарыс»
Это состязание на иноходцах. Задача участников конкурса быстрее и раньше других участников заменить предложенные словосочетания глаголами в неопределенной форме (задание показывается через интерактивную доску).
Принять участие- Унести ноги-
Бить баклуши- Сложить голову-
Ломать голову- Водить за нос-
Кривить душой- Как с гуся вода-
Слайд 8VI тур (словообразовательный). «Аударыспақ»
Работа в парах. На каждой парте –
карточки с заданиями: от выделенных глаголов образовать глаголы совершенного вида
и вставить их вместо точек.
Весною многие птицы возвращаются к нам. Уже… ласточки и стрижи. Зеленеет трава на лугах. Листва на деревьях давно … . Жаворонок звенит в небе тоненьким серебряным колокольчиком. Скоро… весенняя капель. В полях все утро шел дождь. К вечеру дождь … сильнее.
Ученики пишут выборочный диктант с заданием выписать из прочитанного учителем стихотворения И.Уткина «Заздравная песня» глаголы, определить их спряжение и объяснить правописание –тся, -ться.
Что любится, чем дышится, С которой столько пройдено
Душа чем ваша полнится, Хорошего и разного!
То в голосе услышится,
То в песенке припомнится. Тяжелое – забудется,
Хорошее – останется.
А мы споем о родине, Что с родиною сбудется,
С которой столько связано, То и с народом станется.
Слайд 9На заключительном этапе урока ученики выполняют упражнения. Списывают отрывок из
письма А.М. Горького сыну, подчеркивают глаголы в условном наклонении:
Ты уехал,
а цветы, посаженные тобою, растут, я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы.
Вот если бы ты всегда и везде всю жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе, - легка и приятна была бы твоя жизнь.
Заменить подчеркнутые слова глаголами в побудительном наклонении (устно).
Воспитательный момент.
- Определить главную мысль текста.
- Что советует А.М. Горький своему сыну?
- А что вы думаете об этом?
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Написать /эссе/ на тему: «Что я хочу оставить людям после себя».