Разделы презентаций


Лексическое значение слов

Содержание

Шестнадцатое февраля. Лексическое значение слов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Презентация
урока русского языка
Автор:Запольская Инна Александровна

Презентация урока русского языка Автор:Запольская  Инна Александровна

Слайд 2



Шестнадцатое февраля.
Лексическое значение слов.

Шестнадцатое февраля. Лексическое значение слов.

Слайд 3Цель: Познакомиться с понятием синонимов, антонимов, омонимов; научиться узнавать их и

употреблять в собственной речи.
Задачи:
*ШАГ 1
Вспоминаем пройденное на прошлом уроке.
*ШАГ 2
Знакомимся

с новыми понятиями.
*ШАГ 3
Выполняем практические задания.
*ШАГ 4
Проверяем себя.



Цель: Познакомиться с понятием синонимов, антонимов, омонимов; научиться узнавать их и употреблять в собственной речи.Задачи:*ШАГ 1Вспоминаем пройденное

Слайд 4



Раздел науки о языке


Большинство слов имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
т.е. главный смысл.

Но иногда мы затрудняемся определить,
что обозначает то или иное слово.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Здравствуй, мой Ученик!
Спешу напомнить тебе то, о чём ты, возможно, успел подзабыть…

ЛЕКСИК

а

он

ология

словарный состав языка

запас слов




Слайд 5
У тебя есть несколько вариантов:

У тебя есть несколько вариантов:

Слайд 6В языке существуют следующие ЛЕКСИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ:
синонимы
антонимы
омонимы



В языке существуют следующие ЛЕКСИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ:синонимы антонимы омонимы

Слайд 7Синонимы - это слова, близкие по лексическому значению.

НАПРИМЕР:
Красивый
Симпатичный
Прекрасный
Милый
Прелестный
Пригожий ( разг.)
Очаровательный
Обаятельный
Обворожительный


Синонимы - это слова, близкие по лексическому значению.НАПРИМЕР:КрасивыйСимпатичныйПрекрасныйМилыйПрелестныйПригожий ( разг.)ОчаровательныйОбаятельныйОбворожительный

Слайд 8ЗАДАНИЕ №1 Замени в следующих предложениях повторяющийся глагол ПОДНЯТЬСЯ подходящими по

смыслу синонимами.
*Какой вывод о роли синонимов в речи ты можешь

сделать из этого задания? Ты совершенно прав: синонимы делают речь более грамотной, выразительной, избавляют речь от повторения одних и тех же слов, т.е. от однообразия.


ЗАДАНИЕ №1 Замени в следующих предложениях повторяющийся глагол  ПОДНЯТЬСЯ подходящими по смыслу синонимами. *Какой вывод о

Слайд 9 Синонимы различаются стилистической окраской. Среди них есть нейтральные ( глаза,

разговор ), книжные ( очи ), разговорные ( болтовня ).

ЗАДАНИЕ

№2 В данном предложении подчеркни слово, которое вводит слова автора в прямую речь. Придумай и запиши к нему по два синонима, распределив их в три столбика в зависимости от стиля употребления. И сказала скалка: «Мне Федору жалко…»
Синонимы различаются стилистической окраской. Среди них есть нейтральные ( глаза, разговор ), книжные (

Слайд 10ЗАДАНИЕ № 3 Расположи слова в синонимических рядах по степени нарастания признака

действия.
Небольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный, незаметный.
Порок, слабость, недостаток.
Улыбаться, хохотать, смеяться,

гоготать, хихикать, прыскать, усмехаться.
Ярость, бешенство, исступление, гнев.


Запомни!
Такое расположение слов называется ГРАДАЦИЯ.

ЗАДАНИЕ № 3 Расположи слова в синонимических рядах по степени нарастания признака действия.Небольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный,

Слайд 11Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению.

большая и

маленькая
ночь
день
ненастно
солнечно
низкий и высокий

Антонимы – это слова, противоположные  по лексическому значению. большая и маленькая ночь день ненастно солнечно низкий

Слайд 12 Только что ты узнал и запомнил определение антонимов. А для чего

необходимы они в речи? Умелое использование антонимов придаёт речи особую остроту. Они

обладают огромными выразительными возможностями и могут использоваться для характеристики героев литературных произведений.



Только

Слайд 13ЗАДАНИЕ № 4 Запиши предложения, переделав их так, чтобы они приобрели

противоположный смысл.
В первом классе я плохо учился. Мои тетради были

грязные, неряшливые. Почерк у меня был небрежный. Мама очень переживала за меня. Из-за этого у меня всегда было плохое настроение.


В первом…



ЗАДАНИЕ № 4 Запиши предложения, переделав их так, чтобы они приобрели противоположный смысл. В первом классе я

Слайд 14ЗАДАНИЕ №5 Подбери к данным словосочетания с противоположным значением.


мох

- …
воск - …
свет - …
характер -


наказание - …
климат - …
вагон - …
вода - …
знак - …




МЯГКИЙ

ЗАДАНИЕ №5 Подбери к данным словосочетания с противоположным значением. мох - … воск - … свет -

Слайд 15Омонимы – это слова одинаковые по звучанию или написанию, но

разные по значению.
НАПРИМЕР:
Ключ ( от замка)
Ключ (

ручей)





Омографы
Совпадают в написании,
Различаются ударением

Например:

ЗАМОК - ЗАМОК










Омофоны
Совпадают в звучании,
Различаются написанием.

Например:

ПЛОД - ПЛОТ











Омоформы
Совпадение звучания
отдельных форм слов.

Например:

ПЕЧЬ ( сущ.)
ПЕЧЬ ( гл.)







Различают:


Омонимы – это слова одинаковые по звучанию или написанию, но разные по значению.НАПРИМЕР:Ключ ( от замка)Ключ

Слайд 16ЗАДАНИЕ № 6 С подчёркнутыми словами составь омонимичные словосочетания.

ЗАДАНИЕ № 6 С подчёркнутыми словами составь  омонимичные словосочетания.

Слайд 17ЗАДАНИЕ № 6 Ответом на каждый вопрос служит омоним. Отгадай ответ и

запиши его.
Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
Какую ноту кладут в суп?
Какой

лук не крошат в салат?
Из какого крана нельзя налить воды?
В каких лесах нельзя заблудиться?
Какой ручкой нельзя погладить кошку?
Какой кистью не покрасишь окно?

1…
2…
3…
4…
5…
6…
7…


ЗАДАНИЕ № 6 Ответом на каждый вопрос служит омоним. Отгадай ответ и запиши его.Каким ключом нельзя отвернуть

Слайд 18 Давай вспомним, какую цель мы поставили себе в начале пути…

Цель:

Познакомиться с понятием синонимов, антонимов, омонимов; научиться узнавать их и употреблять

в собственной речи.


1. Ты легко можешь дать определение синонимам, антонимам, омонимам?
2. Теперь ты уверенно определишь их в любом тексте и точно не спутаешь друг с другом?
3. Ты обещаешь использовать их в своей речи?
Ты утвердительно ответил на все вопросы?
Поздравляю! Ты успешно прошёл все испытания, мой ученик.


Давай вспомним,  какую цель мы поставили себе в начале пути…  Цель: Познакомиться с понятием

Слайд 19Ты молодец! Сумел решить все задачи и достиг главной цели.



До

новых встреч!

Ты молодец! Сумел решить все задачи и достиг главной цели. До новых встреч!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика