Слайд 1Лексика и фразеология
Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем
русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода
Захаровой Л.Н.
Слайд 2Цель
Повторить сведения о лексике и фразеологии, полученные в 5
– 6 классах
Закрепить умение различать разные виды лексики, использовать их
в своей речи
Воспитывать бережное отношение к родному языку
Слайд 3Проверка домашнего задания
Прочитайте составленные предложения (упр. 10). Ответьте на вопросы:
Сколько
основ в предложениях?
Назовите виды сложных предложений.
Что помогает вам правильно определить
вид сложного предложения?
Расскажите о пунктуации в сложном предложении.
Слайд 4Вопросы на повторение изученного
Какие языки возникли из древнерусского языка?
К какой
языковой группе относятся польский, чешский, словацкий, лужицкий языки?
К какой языковой
группе относятся болгарский, сербский, хорватский, словенский и македонский языки?
Слайд 5Повторение по теме урока
Что изучается в лексике? во фразеологии?
Какие виды
лексики русского языка вам известны? Назовите их. Приведите примеры слов,
относящихся к разным видам русской лексики.
Слайд 6Поэтическая минутка
Кто вы?
Мы лисички,
Дружные сестрички.
Ну а вы-то кто же?
Мы
лисички тоже.
Как, с одной-то лапкой?
Нет, еще со шляпкой.
О каком лексическом
явлении идет речь в стихотворении?
Слайд 7Как называются такие слова?
Гранат - южное дерево, а так же
его круглый темно-красный плод кисло-сладкого вкуса.
Гранат – драгоценный камень, преимущественно
темно-красного цвета
Слайд 8Замените повторяющиеся слова синонимами
Трудно учиться в таких трудных условиях.
Нападающие нападают
смело, решительно.
Это выдающийся человек, у него выдающаяся память и выдающиеся
способности.
Слайд 9Среди данных слов найдите антонимы
Активный, шумный,
деятельный, богатый, радость, веселье, бедный, бесшумный, ранний, серьезный, поздний, грустный.
Слайд 10Найдите в тексте заимствованные слова
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к нам пришел,
Вслед за ним пришел хоккей,
А до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд,
Чемпион, тайм-аут, спорт.
( Я.Козловский)
Выпишите заимствованные слова в тетрадь
Слайд 11Какие два вида устаревших слов и два вида неологизмов вам
известны?
Приведите примеры.
Составьте 2 предложения: одно с устаревшим словом, а
другое с неологизмом.
Слайд 12В стихотворении С.А.Есенина есть такие строки:
«Пахнет рыхлыми дрочёнами,
У порога
в дёжке квас…»
«Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.»
Как называются
выделенные слова?
Каково их лексическое значение?
Слайд 13Самостоятельная работа
Упр. 16. Выпишите из стихотворения фразеологизм:
1
вариант: из первого четверостишия;
2 вариант: из второго
четверостишия.
Слайд 14Задание на дом
Упражнение 13 (с. 8)