Слайд 1
Активный и пассивный состав языка
.
Слайд 2Целеполагание
Обобщить изученный материал по теме «Лексика», касающийся лексики ограниченного употребления
Систематизировать
теоретические основы вопросов по теме «Активный и пассивный словарь русского
языка: архаизмы, историзмы и неологизмы»
Актуализировать умения, сформированные при их изучении
Слайд 3Повторение пройденного материала
Фронтальный опрос
Проверочная работа
Взаимопроверка
Работа с соответствиями
Слайд 4ЛЕКСИКА
Общеупотребительная лексика
Лексика ограниченного употребления
Жаргонизмы
Диалектизмы
Профессионализмы
Термины
Экзотизмы
Слайд 5Проверочная работа на знание темы «Лексика»
Вариант 1.
Слайд 6Проверочная работа на знание темы «Лексика»
Вариант 2.
Слайд 7Найдите соответствие
Цясы
Прошвырнуться
Самурай
Плечо рычага
Суффикс
A. жаргонизм
B. профессионализм
C. термин
D. диалектизм
E. экзотизм
Слайд 8Проверьте себя
Цясы
Прошвырнуться
Самурай
Плечо рычага
Суффикс
A. диалектизм
B. жаргонизм
C. экзотизм
D. профессионализм
E. термин
Слайд 10ЛЕКСИКА
Общеупотребительная лексика
Лексика ограниченного употребления
Жаргонизмы
Диалектизмы
Профессионализмы
Термины
Экзотизмы
Устаревшие слова
Неологизмы
Слайд 13Так же, как из году в год меняют леса свои
листья – старые падают,- так и слова ветшают и гибнут.
Пусть!
Но родятся и крепнут, как дети, на смену им другие.
Гораций
Эпиграф к теме занятия
Слайд 14Выпишите устаревшие слова
На другой день гусару стало хуже. Холоп его
поехал в город за лекарем.
Прошел день, и гусар совсем
оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней, то со смотрителем: насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу…
День был воскресный. Дуня собралась к обедне. Гусару подали кибитку, Дуня села подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.
Слайд 15Выпишите устаревшие слова
На другой день гусару стало хуже. Холоп его
поехал в город за лекарем.
Прошел день, и гусар совсем
оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней, то со смотрителем: насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу…
День был воскресный. Дуня собралась к обедне. Гусару подали кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.
Слайд 17Устаревшая лексика
историзмы
Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов
и явлений, которые они обозначали.
(Например, опричник, вече, курсистка)
архаизмы
Слова, которые
в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.
(Например, брадобрей – парикмахер, сей- этот, зело -очень)
Слайд 20Подберите современный синоним к данному архаизму
Лазарет
Нонече
Пошепту
Рдеть
Хватиться
Трунить
Лицедеи
Больница, госпиталь
Нынче, сегодня
Шепотом
Краснеть
Вспомнить
Шутить
Артисты
Слайд 21Найдите соответствие между архаизмом и современным синонимом
ланиты
чело
выя
перст
чрево
A. палец
B. живот
C. лоб
D.
шея
E. щеки
Слайд 22Найдите соответствие между архаизмом и современным синонимом
ланиты
чело
выя
перст
чрево
A. щеки
B. лоб
C. шея
D.
палец
E. живот
Слайд 25Слова, называющие предметы одежды
кокошник
Камзол
Армяк
Лапти
Сарафан
Слайд 26Слова, обозначающие звания, сословия, должности, профессии старой России
Боярин
кавалергард
Офеня
Фонарщик
Бурлаки
шарманщик
Слайд 27Найдите соответствие между историзмом и современным словом
инфлюэнца
фортеция
натура
полон
A. плен
B. крепость
C. природа
D.
платье
E. грипп
Слайд 28Найдите соответствие между историзмом и современным словом
инфлюэнца
фортеция
натура
полон
A. грипп
B. крепость
C. природа
D.
плен
Слайд 29Найдите соответствие между историзмом и тематической группой
мушкет
улан
приказ
картуз
полушка
A. головной убор
B. род
войск
C. оружие
D. учреждение
E. денежная единица
Слайд 30Найдите соответствие между историзмом и тематической группой
мушкет
улан
приказ
картуз
полушка
A. оружие
B. род войск
C.
учреждение
D. головной убор
E. денежная единица
Слайд 31Расположите слова в порядке возрастания единицы измерения
(Записи делайте в
столбик)
пядь
аршин
сажень
вершок
верста
локоть
Слайд 32Расположите слова в порядке возрастания единицы измерения
Вершок
4 см 4 мм
Пядь
17 см
Локоть 50 см
Аршин 71 см
Сажень 2 м 16 см
Верста 1 км 6 м
Слайд 33Объясните (пословицу, поговорку??), сосчитайте
1 вариант
От горшка два вершка
2 вариант
Нос с
локоть, да ума с перст
Слайд 34Сосчитайте
Первый общегородской водопровод в Санкт-Петербурге был сооружен в 1859-1863 году.
Длина сети, проложенной в центре города между Невой и Обводным
каналом, составляла 108 верст.
Слайд 35Распределите слова:
Яство, коли, барщина, осьмнадцать, брег, камер-юнкер, льзя, кавалергард, октябрята,
двуколка
Яство
Коли
Осьмнадцать
Брег
льзя
историзмы
Барщина
Камер-юнкер
Кавалергард
Двуколка
Октябрята
архаизмы
Слайд 36Когда следует использовать устаревшие слова?
Слайд 37Выводы, рефлексия
Устаревшие слова, а именно __________________и___________________ помогают воссоздать ____________ ____________________,
придают описанию прошлого черты исторической _______________________________________
Слайд 38Выводы, рефлексия
Устаревшие слова, а именно историзмы и архаизмы, помогают воссоздать
колорит эпохи, придают описанию прошлого черты исторической достоверности.
Слайд 39Как вы думаете, устаревшие слова относятся к активному или пассивному
составу языка?
Слайд 40лексика
Активный состав
Слова понятны большинству, используются постоянно
Пассивный состав
Слова, редко употребляемые в
языке повседневной жизни
Историзмы
Архаизмы
Неологизмы
Слайд 42Рефлексия
Для меня на уроке самым трудным было…
Для меня на уроке
самым интересным было…
Из урока я узнал(а) новое…
На уроке мне понравилось…