Разделы презентаций


Лексика ограниченного употребления

Содержание

ЦелеполаганиеОбобщить изученный материал по теме «Лексика», касающийся лексики ограниченного употребленияСистематизировать теоретические основы вопросов по теме «Активный и пассивный словарь русского языка: архаизмы, историзмы и неологизмы»Актуализировать умения, сформированные при их изучении

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Активный и пассивный состав языка
.

Активный и пассивный состав языка.

Слайд 2Целеполагание

Обобщить изученный материал по теме «Лексика», касающийся лексики ограниченного употребления
Систематизировать

теоретические основы вопросов по теме «Активный и пассивный словарь русского

языка: архаизмы, историзмы и неологизмы»
Актуализировать умения, сформированные при их изучении
ЦелеполаганиеОбобщить изученный материал по теме «Лексика», касающийся лексики ограниченного употребленияСистематизировать теоретические основы вопросов по теме «Активный и

Слайд 3Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос
Проверочная работа
Взаимопроверка
Работа с соответствиями

Повторение пройденного материалаФронтальный опросПроверочная работаВзаимопроверкаРабота с соответствиями

Слайд 4ЛЕКСИКА
Общеупотребительная лексика

Лексика ограниченного употребления

Жаргонизмы
Диалектизмы
Профессионализмы
Термины
Экзотизмы

ЛЕКСИКАОбщеупотребительная лексикаЛексика ограниченного употребленияЖаргонизмыДиалектизмыПрофессионализмыТерминыЭкзотизмы

Слайд 5Проверочная работа на знание темы «Лексика» Вариант 1.

Проверочная работа на знание темы «Лексика»  Вариант 1.

Слайд 6Проверочная работа на знание темы «Лексика» Вариант 2.

Проверочная работа на знание темы «Лексика» Вариант 2.

Слайд 7Найдите соответствие
Цясы
Прошвырнуться
Самурай
Плечо рычага
Суффикс



A. жаргонизм
B. профессионализм
C. термин
D. диалектизм
E. экзотизм

Найдите соответствиеЦясыПрошвырнутьсяСамурайПлечо рычагаСуффиксA. жаргонизмB. профессионализмC. терминD. диалектизмE. экзотизм

Слайд 8Проверьте себя
Цясы
Прошвырнуться
Самурай
Плечо рычага
Суффикс



A. диалектизм
B. жаргонизм
C. экзотизм
D. профессионализм
E. термин

Проверьте себяЦясыПрошвырнутьсяСамурайПлечо рычагаСуффиксA. диалектизмB. жаргонизмC. экзотизмD. профессионализмE. термин

Слайд 9Словари – показатель …

Словари – показатель …

Слайд 10ЛЕКСИКА
Общеупотребительная лексика

Лексика ограниченного употребления
Жаргонизмы
Диалектизмы
Профессионализмы
Термины
Экзотизмы
Устаревшие слова
Неологизмы

ЛЕКСИКАОбщеупотребительная лексикаЛексика ограниченного употребленияЖаргонизмыДиалектизмыПрофессионализмыТерминыЭкзотизмыУстаревшие словаНеологизмы

Слайд 12Устаревшие слова

Устаревшие слова

Слайд 13Так же, как из году в год меняют леса свои

листья – старые падают,- так и слова ветшают и гибнут.

Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену им другие.

Гораций

Эпиграф к теме занятия

Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают,- так и слова

Слайд 14Выпишите устаревшие слова
На другой день гусару стало хуже. Холоп его

поехал в город за лекарем.
Прошел день, и гусар совсем

оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней, то со смотрителем: насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу…
День был воскресный. Дуня собралась к обедне. Гусару подали кибитку, Дуня села подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.
Выпишите устаревшие слова	На другой день гусару стало хуже. Холоп его поехал в город за лекарем. 	Прошел день,

Слайд 15Выпишите устаревшие слова
На другой день гусару стало хуже. Холоп его

поехал в город за лекарем.
Прошел день, и гусар совсем

оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней, то со смотрителем: насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу…
День был воскресный. Дуня собралась к обедне. Гусару подали кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.
Выпишите устаревшие слова	На другой день гусару стало хуже. Холоп его поехал в город за лекарем. 	Прошел день,

Слайд 16Вопросы по тексту

Вопросы по тексту

Слайд 17Устаревшая лексика
историзмы
Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов

и явлений, которые они обозначали.
(Например, опричник, вече, курсистка)
архаизмы
Слова, которые

в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.
(Например, брадобрей – парикмахер, сей- этот, зело -очень)
Устаревшая лексикаисторизмыСлова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов и явлений, которые они обозначали.(Например, опричник, вече,

Слайд 18Архаизмы

Архаизмы

Слайд 20Подберите современный синоним к данному архаизму
Лазарет
Нонече
Пошепту
Рдеть
Хватиться
Трунить
Лицедеи

Больница, госпиталь
Нынче, сегодня
Шепотом
Краснеть
Вспомнить
Шутить
Артисты

Подберите современный синоним к данному архаизмуЛазаретНонечеПошептуРдетьХватитьсяТрунитьЛицедеиБольница, госпитальНынче, сегодняШепотомКраснетьВспомнитьШутитьАртисты

Слайд 21Найдите соответствие между архаизмом и современным синонимом
ланиты
чело
выя
перст
чрево


A. палец
B. живот
C. лоб
D.

шея
E. щеки

Найдите соответствие между архаизмом и современным синонимомланитычеловыяперстчревоA. палецB. животC. лобD. шеяE. щеки

Слайд 22Найдите соответствие между архаизмом и современным синонимом
ланиты
чело
выя
перст
чрево


A. щеки
B. лоб
C. шея
D.

палец
E. живот

Найдите соответствие между архаизмом и современным синонимомланитычеловыяперстчревоA. щекиB. лобC. шеяD. палецE. живот

Слайд 24историзмы

историзмы

Слайд 25Слова, называющие предметы одежды






кокошник








Камзол
Армяк
Лапти
Сарафан

Слова, называющие предметы одежды  кокошникКамзолАрмякЛаптиСарафан

Слайд 26Слова, обозначающие звания, сословия, должности, профессии старой России









Боярин








кавалергард
Офеня
Фонарщик
Бурлаки
шарманщик

Слова, обозначающие звания, сословия, должности, профессии старой России БояринкавалергардОфеняФонарщикБурлакишарманщик

Слайд 27Найдите соответствие между историзмом и современным словом
инфлюэнца
фортеция
натура
полон



A. плен
B. крепость
C. природа
D.

платье
E. грипп

Найдите соответствие между историзмом и современным словоминфлюэнцафортециянатураполонA. пленB. крепостьC. природаD. платьеE. грипп

Слайд 28Найдите соответствие между историзмом и современным словом
инфлюэнца
фортеция
натура
полон



A. грипп
B. крепость
C. природа
D.

плен


Найдите соответствие между историзмом и современным словоминфлюэнцафортециянатураполонA. гриппB. крепостьC. природаD. плен

Слайд 29Найдите соответствие между историзмом и тематической группой
мушкет
улан
приказ
картуз
полушка




A. головной убор
B. род

войск
C. оружие
D. учреждение
E. денежная единица

Найдите соответствие между историзмом и тематической группоймушкетуланприказкартузполушкаA. головной уборB. род войскC. оружиеD. учреждениеE. денежная единица

Слайд 30Найдите соответствие между историзмом и тематической группой
мушкет
улан
приказ
картуз
полушка




A. оружие
B. род войск
C.

учреждение
D. головной убор
E. денежная единица

Найдите соответствие между историзмом и тематической группоймушкетуланприказкартузполушкаA. оружиеB. род войскC. учреждениеD. головной уборE. денежная единица

Слайд 31Расположите слова в порядке возрастания единицы измерения (Записи делайте в

столбик)
пядь
аршин
сажень
вершок
верста
локоть

Расположите слова в порядке возрастания единицы измерения  (Записи делайте в столбик)пядьаршинсаженьвершокверсталокоть

Слайд 32Расположите слова в порядке возрастания единицы измерения
Вершок

4 см 4 мм
Пядь

17 см
Локоть 50 см
Аршин 71 см
Сажень 2 м 16 см
Верста 1 км 6 м


Расположите слова в порядке возрастания единицы измеренияВершок    4 см 4 ммПядь

Слайд 33Объясните (пословицу, поговорку??), сосчитайте
1 вариант

От горшка два вершка
2 вариант

Нос с

локоть, да ума с перст

Объясните (пословицу, поговорку??), сосчитайте1 вариантОт горшка два вершка2 вариантНос с локоть, да ума с перст

Слайд 34Сосчитайте
Первый общегородской водопровод в Санкт-Петербурге был сооружен в 1859-1863 году.

Длина сети, проложенной в центре города между Невой и Обводным

каналом, составляла 108 верст.

СосчитайтеПервый общегородской водопровод в Санкт-Петербурге был сооружен в 1859-1863 году. Длина сети, проложенной в центре города между

Слайд 35Распределите слова: Яство, коли, барщина, осьмнадцать, брег, камер-юнкер, льзя, кавалергард, октябрята,

двуколка


Яство
Коли
Осьмнадцать
Брег
льзя
историзмы

Барщина
Камер-юнкер
Кавалергард
Двуколка
Октябрята

архаизмы

Распределите слова: Яство, коли, барщина, осьмнадцать, брег, камер-юнкер, льзя, кавалергард, октябрята, двуколка ЯствоКолиОсьмнадцатьБрегльзяисторизмыБарщинаКамер-юнкерКавалергардДвуколкаОктябрятаархаизмы

Слайд 36Когда следует использовать устаревшие слова?

Когда следует использовать устаревшие слова?

Слайд 37Выводы, рефлексия
Устаревшие слова, а именно __________________и___________________ помогают воссоздать ____________ ____________________,

придают описанию прошлого черты исторической _______________________________________


Выводы, рефлексияУстаревшие слова, а именно __________________и___________________ помогают воссоздать ____________ ____________________, придают описанию прошлого черты исторической _______________________________________

Слайд 38Выводы, рефлексия
Устаревшие слова, а именно историзмы и архаизмы, помогают воссоздать

колорит эпохи, придают описанию прошлого черты исторической достоверности.

Выводы, рефлексияУстаревшие слова, а именно историзмы и архаизмы, помогают воссоздать колорит эпохи, придают описанию прошлого черты исторической

Слайд 39Как вы думаете, устаревшие слова относятся к активному или пассивному

составу языка?

Как вы думаете, устаревшие слова относятся к активному или пассивному составу языка?

Слайд 40лексика
Активный состав

Слова понятны большинству, используются постоянно
Пассивный состав

Слова, редко употребляемые в

языке повседневной жизни

Историзмы
Архаизмы
Неологизмы


лексикаАктивный составСлова понятны большинству, используются постоянноПассивный составСлова, редко употребляемые в языке повседневной жизниИсторизмыАрхаизмыНеологизмы

Слайд 41Неологизмы (на следующем уроке)

Неологизмы (на следующем уроке)

Слайд 42Рефлексия

Для меня на уроке самым трудным было…
Для меня на уроке

самым интересным было…
Из урока я узнал(а) новое…
На уроке мне понравилось…

РефлексияДля меня на уроке самым трудным было…Для меня на уроке самым интересным было…Из урока я узнал(а) новое…На

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика