Слайд 1Методические рекомендации
по написанию сочинения – рассуждения по тексту
Работа с 26
тестовым заданием ЕГЭ
Слайд 2Задание 26 (ЕГЭ) проверяет умения и навыки вдумчивого, осмысленного чтения
учащихся, зрелость их суждений при интерпретации текста.
Слайд 3Вопросы, с которыми сталкивается учитель:
Как научить учащихся ясно, грамотно, логически
излагать свои мысли?
Как помочь ребятам уверенно справиться с заданием 26
ЕГЭ?
Как построить работу, чтобы выпускники без страха шли на экзамен и ожидали положительных результатов?
Слайд 4Что нужно знать?
Одной из задач учителя русского языка и литературы
является вовлечение учащихся в активный творческий процесс на каждом уроке.
Учитель
единомышленники
философы
Ученик открыватели
Слайд 5Работа, проводимая с обучающимися 10 класса.
Богатая классическая литература
позволяет учителю отрабатывать на занятиях отдельные этапы написания сочинения по
предложенному тексту.
Изучаемые произведения:
А. Н. Островский «Гроза»,
И. А. Гончаров «Обломов»,
И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Слайд 6Этапы работы над произведением:
выделяем те значимые проблемы, которые поднимает в
своем произведении тот или иной автор;
останавливаемся на одной из проблем,
наиболее актуальной, по мнению учащихся;
сначала в устной, а затем в письменной форме размышляем над проблемой.
Слайд 7Вспомогательные вопросы:
Какую проблему поднимает писатель? К какой категории она относится?
Является
ли данная проблема значимой для публициста и почему?
Как автору удалось
привлечь к ней внимание читателя?
Что делает проблему жизнеспособной?
Слайд 8Работа, проводимая с обучающимися 11 класса.
Работа по выявлению авторской позиции
и умению аргументировать свое мнение.
Изучаемые произведения:
Ф.
М. Достоевский «Преступление и наказание»,
Л. Н. Толстой «Война и мир»,
произведения А. П. Чехова,
произведения А. М. Горького.
Помнить о том, что авторская позиция должна соответствовать заявленной проблеме.
Слайд 9Авторская позиция может быть выражена
в названии текста,
в отдельных предложениях текста,
через
ряд аргументов,
через риторические вопросы,
через лексические повторы,
через оценочную лексику,
через речь и
поступки героев.
Слайд 10Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции.
Автор считает, что…
Автору важно
убедить читателя в том, что…
Автор подводит читателя к мысли о
том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Автор убеждает нас в том, что…
Конечно, трудно не согласиться с позицией автора в том, что…но я считаю…
Слайд 11Аргументация собственного мнения
Аргумент – опора на читательский опыт.
Аргумент – опора
на жизненный опыт.
Тезис
Аргумент Доказательство
Вывод
Слайд 12Композиция сочинения
Проблема
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Собственное мнение
Аргумент 1
Аргумент 2
Вывод
Слайд 13Что должны уметь обучающиеся?
10 класс – формулировать и комментировать выбранную
проблему;
11 класс – определять позицию автора, соответствующую данной проблеме, аргументировать
собственное мнение.