Слайд 1
Методы и приемы преодоления неуспеваемости школьников по русскому языку
Слайд 2 Цель:
выявить наиболее актуальные причины неуспеваемости детей по русскому
языку и найти самые эффективные методы и приемы их предотвращения
и исправления.
Слайд 3Причины существующих пробелов в знаниях учащихся:
1) внутренние, субъективные, исходящие
в основном от самого ученика;
2) внешние, объективные, в основном не
зависящие от ученика.
Слайд 4Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у
школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к
напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения. Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна.
Слайд 5Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, -
низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание
до конца излагаемого материала, несосредоточенность, неорганизованность).
В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей.
Слайд 6Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных
положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание учиться может возникнуть
из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.
Слайд 7Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников. Но, опыт работы
с такими учениками показывает, что если для них найти посильную
и интересную работу, как на уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное и внеучебное время определяют успех борьбы с недисциплинированностью.
Слайд 8Причины неуспеваемости по Гельмонту:
Ø неорганизованность в учении, недостаточный уровень общего
развития;
Ø причины частичной, но относительно стойкой неуспеваемости: недостатки преподавания данного
предмета, недоработка по данному предмету в предшествующих классах, недооценка или порой переоценка учащимися изучения данного предмета (причины психологического порядка);
Ø причины эпизодической неуспеваемости: недочеты в работе учителя, допущение промахов в отношении предупреждения неуспеваемости слабых или недостаточно прилежных учащихся, неровности и перебой в работе ученика.
Слайд 9
В письменных работах пропускает буквы.
Причины:
·низкий уровень развития фонематического слуха;
·слабая
концентрация внимания;
·низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
·несформированность приемов самоконтроля;
·индивидуальные типологические особенности
личности;
. неразвитость орфографической зоркости.
Слайд 10Причины:
·низкий уровень развития произвольности внимания;
·низкий уровень объема распределения внимания;
·несформированность приемов
учебной работы;
·низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;
·слабое развитие фонематического слуха;
·низкий
уровень развития наглядно-действенного мышления;
. плохо списывает с доски, с текста.
Слайд 11Типы заданий для выявления причин неуспеваемости
1.Выявление причин, связанных с недостатками
процессов произвольного внимания:
Без ошибок переписать следующие строчки:
АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА; ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР; РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА
Слайд 12
Ученику предлагается в течение 5-7 минут как можно
быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы
( например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск буквы или неправильно зачеркнутые буквы)
П Т К А С М Р Е А А Г Е Щ Д З К К А О Т А Й Ч Я Р К У Л К А П К Ь Ш А Ж К Х А О
Слайд 13Изучение сформированности процессов контроля над написанием.
Задание «Найди ошибки»: ученику
предлагается найти ошибки в тексте:
На Крайнем Юге нашей страны
не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю да вдруг остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня
Слайд 14Выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.
Задание «Расставь точки»:
Плохой сторож
у одной хозяйки мыши поели в погребе сало тогда она
заперла в погребе кошку а кошка поела и сало, и мясо, и молоко
Слайд 15Виды заданий со слабоуспевающими детьми
1.Задания со вставкой пропущенных букв. Например:
м…рков…
к…ртофел… п…м…дор.
2. Задания на выбор проверочного слова. Например, выбрать
проверочные слова из следующего ряда:
труд - труды, трудный, трудится.
3. Задания, в которых учащиеся выполняют только отдельные его части. Например, выписать из текста слова, которые указывают действие предмета:
МАША ПОШЛА В МАГАЗИН. В МАГАЗИНЕ ОНА УВИДЕЛА КРАСИВЫЕ ТЕТРАДИ. МАША ВЗЯЛА ТЕТРАДЬ С КОШКОЙ, КОТОРАЯ ПОХОЖА НА ЕЁ МУРКУ.
4.Задания с применениями классификации. Ученикам предлагается самостоятельно составить схему или таблицу, т.е. представить материал в определенном порядке. Например, составить схему написания НЕ со всеми частями речи или способы словообразования.
Слайд 16Задание на восстановление деформированного текста. Например:
По, заяц, болоту, скакал
Кочку, с,
на, кочки, бух, снег, в, да
Косой, под, что, чувствует, ногами,
что-то, шевелится
Громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться
Заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся
В, стая, снегу, в живёт, куропаток
Вылетают, болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают
Опять, в, поклюют, снег, и
Заметит, снегом, кто, под, их;
Слайд 17 Организация самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся на уроках русского языка
Самостоятельная работа
на уроках русского языка только тогда будет давать положительные результаты,
когда слабоуспевающие ученики научатся выполнять ее правильно и быстро.
Слайд 18Задания:
1.Дополни сочетания слов: вместо точек напиши имена прилагательные. Укажи род
имен прилагательных. При затруднении в определении рода используй памятку:
ДЕНЬ БЫЛ
_____ И _____. ВДРУГ НАБЕЖАЛА _____ ТУЧКА. ПОСЫПАЛСЯ ДОЖДИК. _____ СОЛНЦЕ ПРОДОЛЖАЛО СВЕТИТЬ. _____ КАПЛИ ПАДАЛИ НА _____ ЗЕМЛЮ. В КАПЛЯХ ДОЖДЯ ИГРАЛИ _____ ЛУЧИКИ. ВОТ ДОЖДИК КОНЧИЛСЯ. ПО НЕБУ ДУГОЙ ПРОТЯНУЛАСЬ _____ РАДУГА
2. Замени имена прилагательные словами, близкими по значению. Напиши словосочетания, которые у тебя получились. Сравни их с образцом.
Тихая езда - __________
Тихий голос - _________
Верный друг - _________
Верный ответ - _________
Ясное небо - ___________
Ясный вопрос - _________
Слайд 193.Образуй от существительных имена прилагательные мужского, женского и среднего рода.
Запиши их в три столбика. При затруднении смотри образец.
Осина, липа,
клён, дуб, сирень, яблоня, вишня, груша, абрикос, виноград, алыча, малина.
4.Продолжи пословицы. Подчеркни имена прилагательные, противоположные по значению. При затруднении смотри слова из раздела «Слова для справок». Определи число имен прилагательных. При затруднении смотри памятку.
Доброе слово лечит, а _____ калечит.
Верёвка хороша длинная, а речь _____.
Платье хорошо новое, а друг _____.
Родная сторона мать, а чужая _____.
Слайд 20Особенно эффективными упражнениями по устранению и предупреждению ошибок являются:
Øзадания со
вставкой пропущенных букв;
Øзадания на выбор проверочного слова;
Øзадания с наличием образца
выполнения;
Øзадания, в которых выполняются отдельные его части;
Øзадания на обозначение согласного звука в конце;
Øзадания со вспомогательными вопросами и т.д.