Слайд 1Эти многоликие слова
корень
слова
математический
Слайд 2Цель: повторение изученного по теме «Лексика»
Задачи:
Образовательные: - способствовать усвоению и
углублению знаний учащихся по основным разделам лексики
Развивающие: - совершенствовать грамматический
строй речи,
- обогащать словарный запас языка учащихся,
развивать интерес к русскому языку
Воспитательные: - воспитывать осознанную потребность в знаниях,
чуткость и внимательность к слову.
Коррекционные: коррекция внимания, памяти.
Слайд 3« В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок,
не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?»
Ответить
на этот вопрос вам поможет загадка: «Не мёд, а ко всему липнут?»
Слайд 4Синонимы
В нашем теремке слова живут очень дружно, хотя и в
разных квартирах.
Например, в кв.№1 живут слова-братья, близкие по значению.
Что это
за слова?
Слайд 5 Задание
Одного брата зовут СМЕЛЫЙ,
а как зовут других братьев? Запишите синонимический ряд.
Подберите синонимы к
следующим словам, чтобы признак был выражен сильнее.
Большой-
Влажный-
Прохладный-
Тёплый-
Хороший-
Беспокойный-
Слайд 6 Задание
Замените глагол ЖИТЬ
более точными синонимами.
Так и остался он бобылём жить.
Старик и доныне
живёт.
Лесник жил только тем, что добывал охотой.
Мы с приятелем вдвоём замечательно живём.
Итак, в кв.№1 у нас поселились синонимы.
Слайд 7 Антонимы
Жильцов квартиры №2
Застать сумели мы
едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
Угадайте, кто они: один
высокий, другой низкий, один грустный, другой весёлый.
Слайд 8Итак, братья не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь.
Пришло письмо от любимого дедушки, да вот незадача: половина его
оказалась сплошным чернильным пятном. Помогите прочитать письмо:
«Дорогие внучата! Я не люблю людей ТРУСЛИВЫХ, ЖАДНЫХ, ЛЕНИВЫХ, СЛАБЫХ, ГЛУПЫХ, ЛЖИВЫХ, НЕВЕЖЕСТВЕННЫХ, БЕЗВОЛЬНЫХ,
Я хочу, чтобы выросли вы людьми…
Мы дополнили письмо антонимами.
Слайд 9Омонимы
А теперь, ребята, мы познакомимся с жильцами кв.№3. Они очень
любят читать журналы и в них юмористические рассказы. Один из
них они попросили прочитать вам, чтобы вы отгадали их имена: юмореска.
Мы услышали незнакомое слово – юмореска . Что оно обозначает?
Юмореска – пантомима.
Слайд 10Жильцы квартиры №3
Кто же живёт в кв.№3?
Почему произошла ошибка?
Подскажите
мне, ребята, сколько омонимов в стихотворении:
ОБЛАЧКА УЖЕ КРАСНЫ.
СМОТРЯТ СОСНЫ:
ЛИХО ПРЫГАЮТ
КОЗЛЫ
ЧЕРЕЗ КОЗЛЫ.
КРИКНУЛ ФИЛИН:
Я СЕГО
НЕ ОДОБРИЛ ДЕЛА.
НУ-КА МАРШ КОЗЛЫ В СЕЛО!
СОЛНЦЕ СЕЛО._
Слайд 11 Мышки
Многие квартиры уже
заняты.
Прежде, чем на следующий этаж
Подняться, нужно физминуткою заняться.
Мышки.
Слайд 12 Многозначные слова
Поднимемся на 2 этаж, узнаем, кто
живёт здесь.
Кто вы?
Мы, лисички, дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
Мы
лисички тоже.
Как, с одной-то лапкой?
Нет, ещё со шляпкой.
Какое многозначное слово встретилось?
Слайд 13 Мансарда
Под самой крышей находится мансарда.
Что обозначает это слово? (научный консультант)
На мансарде идёт заседание общества
любителей образного слова. Собрались здесь слова, которые «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать».
Какие слова могут такое?
Слова с переносным
значением
Слайд 14 Задание
Выпишите из стихотворения сочетания
слов с переносным значением, определите средство выразительности.
УСТАЛОЕ СОЛНЦЕ ПО НЕБУ
ГУЛЯЕТ.
ЛЕНИВАЯ ТУЧА НАД ЛЕСОМ СКУЧАЕТ.
НА СОННОЙ БЕРЁЗЕ ЩЕБЕЧУТ СИНИЦЫ,
СПИТ ВЕТЕР ИГРИВЫЙ СРЕДЬ ПОЛЯ ПШЕНИЦЫ.
Слайд 15 Итог урока
Кто живёт в
нашем теремочке?
Конечно, мы не ко всем сходили в гости, но
обязательно это сделаем.
Завершить урок мне бы хотелось стихотворением Николая Рыленкова.
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Слайд 16 Домашнее задание
1.Напишите юмористическую сказку или стихотворение:
«Грустная история
о словах-врагах»
«Весёлая история о словах-друзьях».
2. Напишите письмо жильцам теремка.
3. Подумайте,
кого ещё можно поселить в теремок, почему?
4. Подберите картинки многоликих слов.
Слайд 18Кот Корней - рыболов
На траве лежит улов.
Сосчитайте, сколько штук
Он поймал
зубастых щук?
Сколько выловил Корней
Полосатых окуней
На
На траве лежит улов.
Сосчитайте, сколько штук
Он
поймал зубастых щук?
Сколько выловил Корней
Полосатых окуней
Слайд 19В пшеничном поле
Мышки в поле у реки
Собирали колоски.
Молодцы! Букет готов!
Сколько
в каждом колосков. Мышки в поле у реки
Собирали колоски.
Молодцы! Букет
готов!
Сколько в каждом колосков?
Сколько мышек в поле этом?
Сколько там из них с букетом?
Кто за бабочкой гонялся,
С колоском одним остался?
?
Сколько мышек в поле этом?
Сколько там из них с букетом?
Кто за бабочкой гонялся,
С колоском одним остался?