Слайд 1
Составила: Шибалина С.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «Теньгушевская
СОШ »
Подготовка
к написанию сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему.
Слайд 2 Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Слайд 3 Задачи:
1.Обучающая: отработать алгоритм
подготовки самостоятельного составления сочинения-рассуждения,
учить выделять
структуру рассуждения,подбирать аргументы из
текста.
2.Развивающая:развивать умение анализа текста-рассуждения;совершенствовать рече-
вые умения
и навыки.
3.Воспитательная:воспитывать интерес к лингвистике,внимание к авторскому слову как источнику анализа.
Слайд 4Что такое «сочинение на лингвистическую тему?»
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова
«лингвистика».
Лингвистика(языкознание,
языковедение)-наука,изучающая языки.
Слайд 5Основным содержанием сочинения будут лингвистические понятия:
-знаки препинания
-синонимы
-антонимы
-фразеологизмы
-частицы
-глаголы
-суффиксы и т.д.
Слайд 6Как сформулировано задание С2?
- Внимательно прочитайте задание.
-Обратите внимание
на основные требования к сочинению.
-При написании сочинения старайтесь их выполнить.
дополнительной литературы по подготовке к выпускному
Слайд 7Пошаговая инструкция по написанию
сочинения С2.
1.Знакомимся с высказыванием.
Внимательно прочитайте высказывание
о языке.Осмыслите его. Выделите
ключевые слова.
2.Определяем основную мысль
высказывания.
Выясните, о каких
свойствах языка,
о каких языковых явлениях идет
речь в высказывании.
Слайд 8Примерные ответы:
- о богатстве,выразительности,точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли
в русском языке эпитетов,метафор,
олицетворений, сравнений, синонимов,
антонимов,фразеологизмов и т.д.
- о взаимосвязи
лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
-о гибкости русской пунктуационной системы и функциях
знаков препинания и т.д.
Слайд 9 3.Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
-сформулировать позицию автора
высказывания;
Сформулировать позицию автора помогут слова и выражения:
Автор анализирует
Характеризует
Рассуждает
Отмечает
Доказывает
Сравнивает
Сопоставляет
Противопоставляет
Слайд 10Называет
Описывает
Разбирает
Подчеркивает
Ссылается на…
Останавливается на…
Раскрывает содержание
Отмечает важность
Формулирует
Касается
Утверждает
Считает,что…
Выразить свое отношение к ней.
Слайд 11 Для выражения своего отношения к
авторской позиции можно использовать
следующие слова:
-действительно
-на самом деле
-не могу не согласиться с автором высказывания
-я
полностью согласен с…
-вынужден согласиться с…
-я разделяю точку зрения автора высказывания
-я поддерживаю мнение автора
-бесспорно мнение автора о том,что…
Слайд 12 Помните!
Вступление должно состоять
примерно из 2-3 предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г. Паустовский сказал:
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,чего нельзя было бы передать русским словом».Действительно,слова наиболее точно,ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей,все многообразие окружающего мира.
Слайд 13Можно обойтись и без цитирования,
например: Язык-одно из чудес, с помощью
которого
люди передают тончайшие оттенки мыслей.
Великий русский писатель К.Г. Паустовский утвер-
ждал,
что русским словом можно не только назвать
предметы,явления и действия,но и выразить идеи,
мысли,чувства. Не могу не согласиться с мнением
автора высказывания.
или:
Слайд 14
В высказывании К.Г.Паустовского мое
внимание привлекла мысль о том,что
в богатом русском языке можно найти
слова для выражения всего многообра
зия
окружающего мира и внутреннего мира человека.
Слайд 154.Пишем основную часть .
Основную часть можно начать следующими фразами:
-Присмотримся
повнимательнее к словам в
тексте…(называем фамилию автора текста)
-Обратимся к тексту
русского писателя…
(фамилия автора текста)
-Докажем эту мысль на примерах из текста…
-Попытаемся раскрыть значение тезиса на
примерах,взятых из текста…
Слайд 16 Приводим примеры,подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Общие требования
к аргументам:
-примеров должно быть 2;
-примеры должны быть из
указанного текста;
-приводя
пример, нужно не только назвать языковое явление,но и объяснить его значение и указать роль
в тексте.
Слайд 17Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит
синонимия.Наш язык очень
богат синонимами(названо языко
вое явление)-словами,имеющими общее значение и различа-
ющимися дополнительными оттенками
или стилистической
окраской(объяснено его значение).Синонимы привлекают
пишущего или говорящего тем,что они позволяют с предель-
ной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны
Федотовны,автор использует синонимы «горечь и обида»
(предл.44), «разговор обеспокоил,удивил,обидел» (предл.33),
которые помогают писателю более полно и многогранно
раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в
тексте).
Слайд 18
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразова-
тельными возможностями.Способы
образования слов в русском
языке очень разнообразны.Один из наиболее продуктивных спосо-
бов-это
суффиксальный. Возьмем,к примеру,слово «Танечка» из
предложения1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласка-
тельного суффикса –ечк-,который помогает автору выразить симпа-
тию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова
«во-первых», «во-вторых» и т.д. Не забывайте, что они отделяются
запятой.
Слайд 19
5. Пишем заключение.
В заключительной части сочинения делается
вывод из всего сказанного.
Как
правило,в заключении говорится о том же,
о чем во вступлении,но другими
словами.
Начать вывод можно следующими словами
и фразами:
-Таким образом,…
-Итак,…
-Следовательно,…
-В итоге можно прийти к такому выводу:…
-Мы убеждаемся в том,что…
-Обобщая сказанное,…
-Из этого следует,что…
и т.д.
Слайд 20
Например:
Таким образом,приведенные примеры подтверждают мысль
К.Г.Паустовского в
том,что в русском языке можно найти нуж-
ные слова
для выражения самых сложных
мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Слайд 21
Подводя итог сказанному, хочу отметить,
что эпитеты
играют важную роль в
художественном тексте:они способствуют более полной,точной,яркой и
образной
передаче оттенков мыслей,чувств и оценок автора текста.
Слайд 22
План сочинения-рассуждения
на
лингвистическую тему:
1.Тезис(формулируем позицию автора и выражаем свое отношение к ней).
2.
Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод
Слайд 23
Помни!
Каждую часть начинаем с красной строки
В сочинении должно
быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4,т.к. 2-ую часть можно разбить
на 2 абзаца в соответствии с количеством
аргументов-примеров.