Разделы презентаций


Язык как развивающееся явление

Содержание

Язык как развивающееся явлениеЯзык изменчив, как изменчива сама жизнь.С.Я. Маршак.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок русского языка 7 класс
Автор – Грязнова Ирина Сергеевна
Г. Благовещенск
МОУ СОШ

№ 15
2010 г.

Урок русского языка 7 классАвтор – Грязнова Ирина СергеевнаГ. БлаговещенскМОУ СОШ № 152010 г.

Слайд 2Язык как развивающееся явление
Язык изменчив, как изменчива сама жизнь.
С.Я. Маршак.

Язык как развивающееся явлениеЯзык изменчив, как изменчива сама жизнь.С.Я. Маршак.

Слайд 3Язык – живой развивающийся организм
Какие изменения происходят в языке?

Графические
Фонетические
Лексические
Грамматические

Приведите примеры

исторических изменений в русском языке.

Язык – живой развивающийся организмКакие изменения происходят в языке?ГрафическиеФонетическиеЛексическиеГрамматическиеПриведите примеры исторических изменений в русском языке.

Слайд 4Исторические изменения в графике
Какой азбукой мы пользуемся?
- Кириллицей
Почему она так

называется?
- Ее создатели – болгарские монахи Кирилл и Мефодий
Когда была

создана кириллица?
- В 863 г.
24 мая – День славянской письменности.
Исторические изменения в графикеКакой азбукой мы пользуемся?- КириллицейПочему она так называется?- Ее создатели – болгарские монахи Кирилл

Слайд 5Исторические изменения в графике
Первоначально в кириллице было 43 буквы, но

со временем многие из них стали ненужными.
Какие буквы сейчас не

употребляются?
Какие буквы добавились?
Что еще изменилось?
Исторические изменения в графикеПервоначально в кириллице было 43 буквы, но со временем многие из них стали ненужными.Какие

Слайд 6Исторические изменения в фонетике
Древнерусский язык был очень звучным, мелодичным, в

нем было 11 гласных звуков.
Например: Ђ (ять) - [ие]
К XVII

в. звук утратился, но до начала ХХ в. букву продолжали писать, и ученики запоминали ряды слов с ятем:
БЂдный блЂдный бЂлый бЂс
убЂжал за рЂчку в лЂс…
Исторические изменения в фонетикеДревнерусский язык был очень звучным, мелодичным, в нем было 11 гласных звуков.Например: Ђ (ять)

Слайд 7Исторические изменения в фонетике
Буквы ь (ерь) и ъ (ер) до

XIII в. обозначали особые гласные звуки - редуцированные, которые затем

в одних позициях усилились и совпали с е, и (ь) или о, а (ъ).
Например:
Бърьвьно – бревно
Съдоровъ - здоров
Исторические изменения в фонетикеБуквы ь (ерь) и ъ (ер) до XIII в. обозначали особые гласные звуки -

Слайд 8Исторические изменения в фонетике
Согласные ж, ш, ц до XIV в

были мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам об этом?
Звуки к,

г, х были только твердыми, поэтому говорили и писали Кыев, погыбати, хытрость.
Перед е, и они изменялись: к – ч, г – ж, х – ш.
Например: рог – рожькъ, сок – сочити, тихо – тишина.
Исторические изменения в фонетикеСогласные ж, ш, ц до XIV в были мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам

Слайд 9Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово)

– слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий.
Причины:
Изменения

в общественном
устройстве
Развитие науки и техники
Приведите примеры.

Исторические изменения в лексике

Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) – слова, которые появляются в языке для

Слайд 10Исторические изменения в лексике
У каждой эпохи свои неологизмы.
Задание 1. Скажите,

когда в русском языке новыми были следующие слова:
Промышленность, мануфактура, гимназия,

лицей, большевик, комсомолец, колхоз, пенициллин, космодром, прилуниться, принтер.
Как долго слова остаются неологизмами?
Исторические изменения в лексикеУ каждой эпохи свои неологизмы.Задание 1. Скажите, когда в русском языке новыми были следующие

Слайд 11Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления. В толковых

словарях они имеют помету устар.
Почему слова устаревают?
Исторические изменения в лексике

Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления. В толковых словарях они имеют помету устар.Почему слова устаревают?Исторические

Слайд 12Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое.
Например:

соха, колчан,
армяк, кика, дилижанс,
конка, статский советник,
комбед, изба-читальня,


комиссар.

Исторические изменения в лексике

Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое.Например: соха, колчан, армяк, кика, дилижанс, конка, статский

Слайд 13Исторические изменения в лексике
Архаизмы – (греч. Archaios – древний) устаревшие

слова, замененные более современными.
Например: уста, перст, выя, длань, десница, шуйца,

ратник, отрок, зело, пиит.
Задание 2. Объясните значения архаизмов, подберите к ним синонимы.
Брадобрей, алчность, бард, поварня, глаголет, лобызать, грядет, отверзать.
Исторические изменения в лексикеАрхаизмы – (греч. Archaios – древний) устаревшие слова, замененные более современными.Например: уста, перст, выя,

Слайд 14Иногда у слов появляются новые значения, а старые отмирают.
Например:
подлый


1) до XVIII в. «простонародный, неродовитый, принадлежащий к низшему

сословию»;
2) современное «бесчестный, нравственно низкий».

Исторические изменения в лексике

Иногда у слов появляются новые значения, а старые отмирают.Например: подлый – 1) до XVIII в. «простонародный, неродовитый,

Слайд 15Исторические изменения в лексике
Значение слова может сужаться и расширяться.
Например:
Порох –

в древнерусском языке «вещество, состоящее из мелких частиц, пыль»
(ср.

порошок, запорошить, пороша).
Палец – первоначально «большой палец руки».
Исторические изменения в лексикеЗначение слова может сужаться и расширяться.Например:Порох – в древнерусском языке «вещество, состоящее из мелких

Слайд 16Какого цвета должны быть чернила?
Почему висок, ломоть, ветчина так называются?
Из-под

мышек – при чем здесь мыши?
Этимология – наука о происхождении

слов
Какого цвета должны быть чернила?Почему висок, ломоть, ветчина так называются?Из-под мышек – при чем здесь мыши?Этимология –

Слайд 17Этимология – наука о происхождении слов
Этимология – (греч. Etymon –

правда, истина + logos – понятие, слово) наука о происхождении

слов.
Задание 3. С помощью этимологического анализа объясните правописание слов
Зн..менитый, препод..ватель, зн..комиться, раздр..жать, насл..ждаться, м..шок.
Этимология – наука о происхождении словЭтимология – (греч. Etymon – правда, истина + logos – понятие, слово)

Слайд 18Изменения в грамматике
Грамматические категории языка тоже изменяются, хотя и не

так быстро.
Например:
имя существительное в древнерусском языке имело три

формы числа, шесть типов склонения, семь падежей;
глагол – восемь времен и несколько неличных форм (причастие, инфинитив, супин).
Изменения в грамматикеГрамматические категории языка тоже изменяются, хотя и не так быстро. Например: имя существительное в древнерусском

Слайд 19Изменения в грамматике
Почему в качестве формы множественного числа у слов

глаз, рог, рукав закрепилась древняя форма двойственного числа?

Изменения в грамматикеПочему в качестве формы множественного числа у слов глаз, рог, рукав закрепилась древняя форма двойственного

Слайд 20Подведем итоги
Какой уровень языка изменяется быстрее других?
- лексика
Какие группы слов

выделяются в языке по времени их появления?
- историзмы, архаизмы, неологизмы
Что

может произойти со значением слова?
- измениться, сузиться или расшириться
Подведем итогиКакой уровень языка изменяется быстрее других?- лексикаКакие группы слов выделяются в языке по времени их появления?-

Слайд 21Подведем итоги
Что изучает этимология?
- происхождение слов
Какие еще уровни языка подверглись

значительным изменениям?
- фонетика, грамматика
Какие следы исторических изменений сохранились в современном

русском языке?
Подведем итогиЧто изучает этимология?- происхождение словКакие еще уровни языка подверглись значительным изменениям?- фонетика, грамматикаКакие следы исторических изменений

Слайд 22Домашнее задание
Подготовьте сообщение «Язык – развивающееся явление». Приведите свои примеры,

пользуясь Школьным этимологическим словарем под ред. Н.М. Шанского и Т.А.

Бобровой, Школьным словарем устаревших слов под ред. Р.П. Рогожниковой и Т.С. Карской, Толковым словарем С.И. Ожегова и др.
Домашнее заданиеПодготовьте сообщение «Язык – развивающееся явление». Приведите свои примеры, пользуясь Школьным этимологическим словарем под ред. Н.М.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика