Слайд 1ПОДГОТОВИЛА МИТЮШКИНА Т.В., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ
С. БУЛЫЧЁВО
Основные способы словообразования.
В1
Слайд 2Укажите способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22)
(22) Но я неверно
сказала, что промежуток откладывания своих дел в надежде «наверстать» оказывается
для них только пустым и потерянным временем.
Слайд 3Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого
суффикса)
Но страницы с русским переводом не было. Перед нами извинились
и принесли блёклую, криво сброшюрованную стопку листов с инструкцией на русском языке.
Слайд 4Из предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Нет, книга не стала
хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо
и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.
Слайд 5Из предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Многолетние наблюдения показали ему,
что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не
сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.
Слайд 6Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого
суффикса)
Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных
переходах. В жёлтом
электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. Снова – метро, его подземелья.
Слайд 7Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого
суффикса)
Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два
достойных выхода. Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные!
Слайд 8Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
В отличие от других
видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. Читатель
создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли.
Слайд 9Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Снег исчез, оставшись грязными
рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. Из под него
выглянула мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства.
Слайд 10Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18).
(18) Право на свободные
размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой
человек.
Слайд 11Укажите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3).
(3) Действительно, мы не
дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и
беспрепятственно дышим.
Слайд 12Укажите способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22)
(22) Но я неверно
сказала, что промежуток откладывания своих дел в надежде «наверстать» оказывается
для них только пустым и потерянным временем.
откладывания
откладывать
→
суффиксальный
Слайд 13Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого
суффикса)
Но страницы с русским переводом не было. Перед нами извинились
и принесли блёклую, криво сброшюрованную стопку листов с инструкцией на русском языке.
переводом
переводить
→
Слайд 14Из предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Нет, книга не стала
хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо
и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.
по-прежнему
прежний
→
Слайд 15Из предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Многолетние наблюдения показали ему,
что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не
сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.
беспомощным
помощь
→
Слайд 16Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого
суффикса)
Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных
переходах. В жёлтом
электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. Снова – метро, его подземелья.
переходах
переходить
→
Слайд 17Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого
суффикса)
Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два
достойных выхода. Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные!
выхода
выходить
→
Слайд 18Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
В отличие от других
видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. Читатель
создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли.
подтекст
текст
→
Слайд 19Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Снег исчез, оставшись грязными
рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. Из под него
выглянула мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства.
выглянула
глянула
→
Слайд 20Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18).
(18) Право на свободные
размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой
человек.
размышления
размышлять
→
суффиксальный
Слайд 21Укажите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3).
(3) Действительно, мы не
дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и
беспрепятственно дышим.
беспрепятственно
беспрепятственный
→
суффиксальный
Слайд 22Ответы
суффиксальный
переводом
по-прежнему
беспомощным
переходах
выхода
подтекст
выглянула
суффиксальный
суффиксальный