Слайд 1Составила:
преподаватель русского языка и литературы , первой квалификационной категории
-
Чайка Анна Алексеевна.
ГПБОАУ СПО «Благовещенский политехнический колледж».
Тема: Морфемика и словообразование
русского языка.
Слайд 2Эпиграф к уроку:
Для грамотности мало того,
чтобы человек знал грамматические
правила (а их множество),
но необходимо,
чтобы он привык мгновенно выполнять
их.
К.Д. Ушинский.
Слайд 3Работа с эпиграфом, актуализация знаний . Ответить на вопросы:
Какой смысл
вкладывает в эти слова автор строк?
Что изучает раздел науки о
языке «Словообразование»?
С каким разделом языка тесно соприкасается эта тема?
Каким образом связано словообразование с орфографией?
Слайд 4Записать определения:
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором
изучается состав, строение слова.
Морфемы – это значимые части слова: приставка,
корень, суффикс, окончание. Каждая морфема имеет определенное значение.
Слайд 5Словообразовательные аффиксы:
Приставка – значимая часть слова, которая образует новые слова;
стоит перед корнем.
Корень – общая часть родственных слов, в которых
заключено их основное значение.
Суффикс – значимая часть слова, которая образует новые слова; стоит после корня.
Окончание – изменяемая часть слова, которая образует новые слова; стоит после корня.
Слайд 6Словообразование – присоединение к непроизводным и производным основам различных словообразовательных
аффиксов.
Способы образования слов (конспект) из учебника (Пособие для занятий по
русскому языку в старших классах средне ий школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.) &17 – Способы словообразования.
Непроизводная основа – слова, которые имеют первичный характер, т.е. не образованы от каких – либо других слов(гора, береза, лес и т.п.).
Производная основа – к непроизводной основе могут присоединяться словообразовательные аффиксы (горный, березовый, пролесок и т.п.)
Слайд 7Выполнить задания:
1.Разберите по составу слова:
Живописный, осветительный,
чего-нибудь, поддерживая, пробираться.
2. Найдите общий корень в словах:
пехота – опешить, упругий – пружина, простуда – стыд, наизусть – устный, сад – рассадник, лук – излучина, мрачный – обморок, след – последствия, крыло – крыша, судно – посуда.
Слайд 83. Сделайте разбор слов по составу, укажите способ их словообразования.
Заземление, переговариваться, небезопасно, вычитание, рыбачка, черноморский, подоконник, учительство,
состариться, подснежник.
4. Выделите словообразовательные суффиксы в словах:
Беглец, владелец, вузовец, доброволец, жилец, кружковец, скиталец, стрелец, торговец.
Слайд 9Назовите четвертое «лишнее» слово (выбор объяснить):
Гонщик, сварщик, барабанщик, ящик.
Чтец,
жилец, певец, спец.
Улететь, убежать, уложить, уплыть.
Слайд 10Найдите в тексте слова, образованные:
а) приставочным способом;
б) суффиксальным.
Наш язык –
«великий и могучий». Его лингвистический инвентарь и запас выразительных средств
колоссальны и продолжают расти. В нем нет регионализмов, как в китайском или немецком. Он более открыт для адаптации иноязычных понятий, чем, например, английский. Разговорный язык не требует никакой защиты – ни юридической, ни моральной. Однако моральной, лингвистической, а иногда и юридической защиты требует наша речь.
Слайд 11Выполнить упражнения из
Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах средней школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко
Упражнение
72 стр.53;
Упражнение 74 стр.53-54
Слайд 12Выделите морфемы в словах и назовите их значения:
Преподаватель, даритель, дирижёр,
тостер, художница, москвичка, братишка, интернетчик, принтер, братство, десантура, зверьё, терроризм,
мистицизм.
Перевыборы, раскрасавица, разгрузка, антифашистский, вице-консул, ультразвук, сверхчеловек, супермодный.
Слайд 13Составьте текст к одной из картинок (тип речи - описание),
используя слова с эмоционально-экспрессивной оценкой:
Слайд 14Комментарии к картинкам:
Картинка слева – квартира во времена правления Н.С.
Хрущева («хрущевская оттепель»).
Картинка справа -Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille
— декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Слайд 15Придумайте слова, морфемный состав которых соответствовал бы схемам:
1. Приставка,
корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс.
2. Приставка, корень, суффикс, окончание.
3. Приставка,
приставка, корень.
4. Корень, корень, окончание.
5. Корень, суффикс.
6. Корень.
Слайд 16Теоретическая разминка
Что изучает словообразование?
Назовите все значимые части слова?
Что называется основой
слова?
Как выделить основу слова?
Охарактеризуйте окончание как значимую часть слова?
Что выражает
окончание:
А) у имен сущ., числит., личн. местоим.?
Б) у имен прил., прич., местоим.?
В) у глаголов в наст., буд. вр.?
Г) у глаголов в прош. вр.?
Слайд 17ЭТАЛОН
1. Строение слов и способы их образования (1)
2. Приставка; корень;
суффикс; окончание (4)
3. Основа слова – это часть слова без
окончания и формообразующих суффиксов (1)
4. Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующий суффикс (1)
5. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении (1)
6. а) значение падежа и числа (1);
б) значение падежа, числа и рода (1);
в) значение рода и числа (1);
г) значение рода и числа (1).
Слайд 18Результат
11, 12 баллов – «5»
9, 10 баллов – «4»
8 баллов
– «3»
7 баллов – «2»