Разделы презентаций


Морфемика и словообразование русского языка

Содержание

Эпиграф к уроку:Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество), но необходимо,чтобы он привык мгновенно выполнять их.К.Д. Ушинский.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Составила: преподаватель русского языка и литературы , первой квалификационной категории

- Чайка Анна Алексеевна. ГПБОАУ СПО «Благовещенский политехнический колледж».
Тема: Морфемика и словообразование

русского языка.
Составила:  преподаватель русского языка и литературы , первой квалификационной категории - Чайка Анна Алексеевна. ГПБОАУ СПО

Слайд 2Эпиграф к уроку:
Для грамотности мало того,
чтобы человек знал грамматические

правила (а их множество),
но необходимо,
чтобы он привык мгновенно выполнять

их.
К.Д. Ушинский.
Эпиграф к уроку:Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество), но необходимо,чтобы он

Слайд 3Работа с эпиграфом, актуализация знаний . Ответить на вопросы:
Какой смысл

вкладывает в эти слова автор строк?
Что изучает раздел науки о

языке «Словообразование»?
С каким разделом языка тесно соприкасается эта тема?
Каким образом связано словообразование с орфографией?

Работа с эпиграфом, актуализация знаний . Ответить на вопросы:Какой смысл вкладывает в эти слова автор строк?Что изучает

Слайд 4Записать определения:
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором

изучается состав, строение слова.

Морфемы – это значимые части слова: приставка,

корень, суффикс, окончание. Каждая морфема имеет определенное значение.
Записать определения:Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.Морфемы – это значимые

Слайд 5Словообразовательные аффиксы:
Приставка – значимая часть слова, которая образует новые слова;

стоит перед корнем.
Корень – общая часть родственных слов, в которых

заключено их основное значение.
Суффикс – значимая часть слова, которая образует новые слова; стоит после корня.
Окончание – изменяемая часть слова, которая образует новые слова; стоит после корня.
Словообразовательные аффиксы:Приставка – значимая часть слова, которая образует новые слова; стоит перед корнем.Корень – общая часть родственных

Слайд 6Словообразование – присоединение к непроизводным и производным основам различных словообразовательных

аффиксов.

Способы образования слов (конспект) из учебника (Пособие для занятий по

русскому языку в старших классах средне ий школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.) &17 – Способы словообразования.

Непроизводная основа – слова, которые имеют первичный характер, т.е. не образованы от каких – либо других слов(гора, береза, лес и т.п.).

Производная основа – к непроизводной основе могут присоединяться словообразовательные аффиксы (горный, березовый, пролесок и т.п.)


Словообразование – присоединение к непроизводным и производным основам различных словообразовательных аффиксов.Способы образования слов (конспект) из учебника (Пособие

Слайд 7Выполнить задания:
1.Разберите по составу слова:
Живописный, осветительный,

чего-нибудь, поддерживая, пробираться.
2. Найдите общий корень в словах:

пехота – опешить, упругий – пружина, простуда – стыд, наизусть – устный, сад – рассадник, лук – излучина, мрачный – обморок, след – последствия, крыло – крыша, судно – посуда.
Выполнить задания:1.Разберите по составу слова:    Живописный, осветительный, чего-нибудь, поддерживая, пробираться.2. Найдите общий корень в

Слайд 83. Сделайте разбор слов по составу, укажите способ их словообразования.

Заземление, переговариваться, небезопасно, вычитание, рыбачка, черноморский, подоконник, учительство,

состариться, подснежник.
4. Выделите словообразовательные суффиксы в словах:
Беглец, владелец, вузовец, доброволец, жилец, кружковец, скиталец, стрелец, торговец.

3. Сделайте разбор слов по составу, укажите способ их словообразования.   Заземление, переговариваться, небезопасно, вычитание, рыбачка,

Слайд 9Назовите четвертое «лишнее» слово (выбор объяснить):

Гонщик, сварщик, барабанщик, ящик.

Чтец,

жилец, певец, спец.

Улететь, убежать, уложить, уплыть.

Назовите четвертое «лишнее» слово (выбор объяснить): Гонщик, сварщик, барабанщик, ящик.Чтец, жилец, певец, спец.Улететь, убежать, уложить, уплыть.

Слайд 10Найдите в тексте слова, образованные: а) приставочным способом; б) суффиксальным.
Наш язык –

«великий и могучий». Его лингвистический инвентарь и запас выразительных средств

колоссальны и продолжают расти. В нем нет регионализмов, как в китайском или немецком. Он более открыт для адаптации иноязычных понятий, чем, например, английский. Разговорный язык не требует никакой защиты – ни юридической, ни моральной. Однако моральной, лингвистической, а иногда и юридической защиты требует наша речь.
Найдите в тексте слова, образованные: а) приставочным способом; б) суффиксальным.Наш язык – «великий и могучий». Его лингвистический

Слайд 11Выполнить упражнения из
Пособие для занятий по русскому языку в

старших классах средней школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко

Упражнение

72 стр.53;
Упражнение 74 стр.53-54

Выполнить упражнения из Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф.Греков, С.Е.

Слайд 12Выделите морфемы в словах и назовите их значения:
Преподаватель, даритель, дирижёр,

тостер, художница, москвичка, братишка, интернетчик, принтер, братство, десантура, зверьё, терроризм,

мистицизм.

Перевыборы, раскрасавица, разгрузка, антифашистский, вице-консул, ультразвук, сверхчеловек, супермодный.


Выделите морфемы в словах и назовите их значения:Преподаватель, даритель, дирижёр, тостер, художница, москвичка, братишка, интернетчик, принтер, братство,

Слайд 13Составьте текст к одной из картинок (тип речи - описание),

используя слова с эмоционально-экспрессивной оценкой:

Составьте текст к одной из картинок (тип речи - описание), используя слова с эмоционально-экспрессивной оценкой:

Слайд 14Комментарии к картинкам:
Картинка слева – квартира во времена правления Н.С.

Хрущева («хрущевская оттепель»).

Картинка справа -Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille

— декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.


Комментарии к картинкам:Картинка слева – квартира во времена правления Н.С. Хрущева («хрущевская оттепель»).Картинка справа -Рококо́ (фр. rococo,

Слайд 15Придумайте слова, морфемный состав которых соответствовал бы схемам:
1. Приставка,

корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс.
2. Приставка, корень, суффикс, окончание.
3. Приставка,

приставка, корень.
4. Корень, корень, окончание.
5. Корень, суффикс.
6. Корень.
Придумайте  слова, морфемный состав которых соответствовал бы схемам:1. Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс.2. Приставка, корень,

Слайд 16Теоретическая разминка
Что изучает словообразование?
Назовите все значимые части слова?
Что называется основой

слова?
Как выделить основу слова?
Охарактеризуйте окончание как значимую часть слова?
Что выражает

окончание:
А) у имен сущ., числит., личн. местоим.?
Б) у имен прил., прич., местоим.?
В) у глаголов в наст., буд. вр.?
Г) у глаголов в прош. вр.?

Теоретическая разминкаЧто изучает словообразование?Назовите все значимые части слова?Что называется основой слова?Как выделить основу слова?Охарактеризуйте окончание как значимую

Слайд 17ЭТАЛОН
1. Строение слов и способы их образования (1)
2. Приставка; корень;

суффикс; окончание (4)
3. Основа слова – это часть слова без

окончания и формообразующих суффиксов (1)
4. Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующий суффикс (1)
5. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении (1)
6. а) значение падежа и числа (1);
б) значение падежа, числа и рода (1);
в) значение рода и числа (1);
г) значение рода и числа (1).

ЭТАЛОН1. Строение слов и способы их образования (1)2. Приставка; корень; суффикс; окончание (4)3. Основа слова – это

Слайд 18Результат
11, 12 баллов – «5»
9, 10 баллов – «4»
8 баллов

– «3»
7 баллов – «2»

Результат11, 12 баллов – «5»9, 10 баллов – «4»8 баллов – «3»7 баллов – «2»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика