Слайд 1Тема:
«Морфологическая омонимия»
Подготовка к ЕГЭ, задание В2
Слайд 2Что означает термин «морфологические омонимы»?
Это слова, которые пишутся и
произносятся одинаково, но в зависимости от контекста могут являться разными
частями речи.
Рассмотрим следующие предложения:
Решение этой задачи достаточно просто.
Мы решили эту задачу очень просто.
Просто он не мог решить эту задачу.
Слайд 3
Типология заданий по морфологии:
Укажите ошибку в образовании формы слова:
1)Пара чулков
2) Более спелый
3) В трёхстах книгах 4) В день именин
Укажите
правильную морфологическую характеристику слова благодаря из данного предложения «Благодаря участию ферментов происходит образование сложных веществ из простых низкомолекулярных»
1)Предлог 2) деепричастие
3) Наречие 4) частица
Из указанного предложения выпишите краткое причастие (прилагательное в превосходной степени, все наречия, местоимения, частицы, союзы, предлоги и т. п.)
Из указанного предложения выпишите прилагательное (причастие), образованное путём перехода в существительное
Слайд 4Что нужно для того, чтобы успешно выполнить эти задания?
Цель урока:
Уметь определять принадлежность слова к определённой
части речи (знать общее грамматическое значение, анализировать морфологические признаки и синтаксическую функцию в предложении);
Уметь различать морфологические омонимы.
Слайд 5Связь с другими заданиями
Задание В3 – определить способ образования слов.
6 способов образования слов:
суффиксальный;
приставочно-суффиксальный;
приставочный;
бессуффиксный;
сложение;
переход из одной части речи в другую.
Слайд 6Типичные ошибки
Неверное определение особых форм глагола. Задание: из данного предложения
выпишите страдательное причастие: «Человек, не помнящий прошлого, лишён будущего». Здесь
три слова связаны с глагольной первоосновой: не помнящий – полное действительное причастие, лишён – краткое страдательное причастие, будущего – существительное, образованное путём перехода из действительного причастия будущий. Таким образом, правильный ответ: лишён.
Слайд 7Неверное определение разрядов местоимений. Задание: Из данного предложения выпишите определительное
местоимение: «Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймёт;
к беде неопытность ведёт». Здесь местоимения разных разрядов: вас, я - личные местоимения; собою – возвратное; всякий – определительное. Как правило, определительные местоимения самый, каждый, всякий, любой, иной, другой ошибочно принимаются за прилагательное.
Слайд 8Неверное определение степеней сравнения прилагательного и наречия Задание: Из данного
предложения выпишите наречие в сравнительной степени: «Они тихо растворялись в
темноте ночи, уходили всё дальше от нас». Здесь два наречия: тихо и дальше, в сравнительной степени используется слово дальше (от наречия далеко). Это и является правильным ответом.
Слайд 9Неверное определение прилагательных и наречия, причастий и прилагательных Задание: Определите,
какой частью речи является слово ясно в данном предложении: «Он
ясно дал понять, что не собирается поддерживать нашего кандидата на выборах».
Краткое прилагательное
Наречие
Краткое причастие
Глагол
Для правильного определения принадлеж-ности этого слова необходимо поставить вопрос к слову ясно: дал понять (как?) ясно – следовательно, данное слово является наречием и выполняет функцию обстоятельства образа действия. Правильный ответ: 2
Слайд 10Неверное определение производных предлогов, частиц и союзов Задание: Выпишите все
частицы из данного предложения: «Сказав это, она посмотрела на меня,
будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что эти нежности телячьи нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит». Задание нужно выполнить по следующему плану:
Выписать все слова, относящиеся к служебным частям речи;
Вспомнить синтаксические функции каждой из служебных частей речи: а) предлоги служат для образования падежных форм изменяемых частей речи; б) союзы соединяют однородные члены и простые предложения в составе сложного; в) частицы выражают в предложении разные функции, кроме вышеперечисленных;
Вспомнить морфологические и синтаксические функции частиц: они могут быть формообразующими (образовать условное и повелительное наклонение глаголов), модальными (вносить определённые оттенки значения), отрицательными или усилительными (частицы НЕ и НИ).
Следовательно, вывод будет такой: в данном предложении три частицы: не, уж, пусть. Это и есть правильный ответ.
Слайд 11Неправильное определение границ производных предлогов Задание: Выпишите все предлоги из
данного предложения: «Каждый из нас в течение всей жизни собирает
свою золотую полку, и это дело очень непростое, но эти книги, их герои помогают нам жить и лучше понимать жизнь».Нужно найти предлоги в тексте, помня, что синтаксическая функция предлогов – это образование форм косвенных падежей склоняемых частей речи: существительных, прилагательных, числительных и местоимений. Правильный ответ: из, в течение. Так как производные предлоги состоят из двух или более слов, то выписывать их нужно, правильно определяя их границы, например: по мере, в продолжение, несмотря на.
Слайд 12Укажите ошибки в определении выделенных частей речи
В гостиную (имя
прилагательное) вошёл незнакомый мужчина.
Я слышал, что у него просто миллионные
(имя числительное) долги.
Это совсем другой (имя прилагательное) человек.
Какая ты невоспитанная (причастие) девочка.
Это было то же (союз) самое здание.
Благодаря (деепричастие) водителю мы успели на поезд.
Мы сидели молча (деепричастие).
Я сделала всю работу в течение (имя существительное) недели.
Дома не оказалось ни (союз) мамы, ни папы, ни бабушки.
Я так и не понял, что(союз) произошло.
Собака стояла рядом (предлог).
Солнце светило ярче (имя прилагательное)
Слайд 13Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются предлогами.
А) 1.
Кругом всё бело от выпавшего снега.
2. Цветы на лугу росли
пёстрым кругом.
3. Долго мы стояли кругом старика, слушая его тихие речи.
Б) 1.Он всё бродил около моего дома.
2. Замолчи и сядь около!
3. Что ты всё ходишь вокруг да около.
В) 1. Рядом с домом был большой тенистый сад.
2. Его квартира была рядом.
3. Долго он любовался рядом стройных берёзок около школы.
Г) 1. Он прошёл мимо, даже не глянув в мою сторону.
2. Этот поезд проследует мимо нашей станции.
3. Не проходите мимо!
Д) 1. Вечером отправляюсь на встречу выпускников.
2. Я пойду тебе навстречу.
3. Ветер дул навстречу.
Слайд 14«Мозговой штурм»
Алгоритм работы:
Сравнить предложения, в которых одно и то же
слово является разными частями речи;
Определить по аналогии с первой колонкой
отличительные свойства предлогов;
Выявить закономерности в способах определения принадлежности омонимичных частей речи;
Обобщить полученные итоги и записать.
Слайд 15
Производные предлоги образуются от:
существительных
деепричастий
наречий
Слайд 16Наречные предлоги: вблизи, вдали, вдаль, вдоль, взамен, в меру, вне,
внизу внутри, внутрь, возле, вокруг, впереди, вслед, касательно, мимо, наперекор,
около, поверх, вопреки, кроме, подле, позади, поперёк, после, посреди, кругом, посередине, прежде, сбоку, сверх, сверху, свыше, сзади, сквозь, согласно, соразмерно, сообразно, соответственно, подобно, против, относительно, напротив, навстречу, рядом, кругом, вдалеке, невдалеке, накануне, недалеко от, независимо от, рядом с, неподалеку.
Слайд 17Отыменные предлоги: вследствие, насчёт, ввиду, в деле, в области, в
силу, в смысле, в сравнении с, в отличие от, в
течение, в целях, за исключением, наподобие, за счёт, по линии, по мере, по отношению к, по поводу, кругом, вместо, по причине, по случаю, посредством, путём, по части, со стороны, в противовес, в адрес, по адресу, в связи с, в продолжение, в заключение, вместо, в противоположность, навстречу, по направлению к, вплоть, вроде.
Слайд 18Отглагольные предлоги: благодаря, включая, спустя, невзирая на, несмотря на, начиная
с, кончая, исключая, исходя из, не считая.