Разделы презентаций


Морфология - источник экспрессии художественной речи

«Говорящие» имена собственные:Вральман, Скотинин, Стародум, Правдин (Д. Фонвизин);Красоткин, Поцелуев (Н. Гоголь); Макар Девушкин, князь Мышкин (Ф. Достоевский); Молчалин, Тугоуховский (А. Грибоедов).Олицетворения на основе категории рода (М. Лермонтов. «Дубовый листок»).Употребление неодушевленных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Морфология – источник экспрессии художественной речи
Приёмы стилистического использования имен существительных:
1.Безглагольность

текста (А. Фет. «Это утро, радость эта…»)
1.2.Экспрессия категории падежа:

творительный сравнения: «петь щеглёнком», «верещал козленком», «мяукал котёнком»;
творительный орудия или средства – «веселил голоском», «доволен частью» (долей, участью), «разогнал пеньем»;
творительный образа действия: «спою соловьиным ладом», «запел особым складом».

Морфология – источник экспрессии художественной речиПриёмы стилистического использования имен существительных:1.Безглагольность текста (А. Фет. «Это утро, радость эта…»)1.2.Экспрессия

Слайд 2«Говорящие» имена собственные:
Вральман, Скотинин, Стародум, Правдин (Д. Фонвизин);
Красоткин, Поцелуев (Н.

Гоголь); Макар Девушкин, князь Мышкин (Ф. Достоевский); Молчалин, Тугоуховский (А.

Грибоедов).

Олицетворения на основе категории рода (М. Лермонтов. «Дубовый листок»).
Употребление неодушевленных сущ. в значении одушевленных:
«Я музу резвую привел…», «…Иди же к невским берегам, новорожденное творенье…», «Усядься, муза, ручки в рукава…» (А. Пушкин).


«Говорящие» имена собственные:Вральман, Скотинин, Стародум, Правдин (Д. Фонвизин);Красоткин, Поцелуев (Н. Гоголь); Макар Девушкин, князь Мышкин (Ф. Достоевский);

Слайд 3Экспрессивная роль прилагательных.
2.1 Субъективация оценки предметов действительности:
любезная картина, мирная осень,

неописанная приятность, истинные восторги (Н. Карамзин); «Светлых взоров тихий пламень

стал душе моей пожаром» (В. Жуковский).

2.2 Синтетические эпитеты и аналитические определения

-краснощекое здоровье, веков завистливая даль (А. Пушкин); серебряная ночь (А. Фет), седая мудрость (А. Кольцов), торопливые годы (А. Мей), огнедышащее слово (Н. Языков), крылатая дума (М. Лермонтов);
-лубочные крылья, бревенчатый забор, отдаленный холмик, оренбургская крепость, походные лафеты (А. Пушкин).

Экспрессивная роль прилагательных.2.1 Субъективация оценки предметов действительности:любезная картина, мирная осень, неописанная приятность, истинные восторги (Н. Карамзин); «Светлых

Слайд 42.3 Сюжетная функция прилагательных в тексте («Всё кругом».
З. Гиппиус)


 
2.4

«Цветовые» и сложные эпитеты:
«океан млечно-стальной с голубым налетом»; «восточный

небосклон стал сине-лиловым»; «ткани облаков окрасились в нежно-малиновый цвет» (И. Бунин. «Воды многие»).
- тиховейный ветер (Батюшков), трепетнолистная осина (Аксаков), высоковерхие горы (Гоголь), пасмурно-багровый вечер (Тютчев), безжизненно-бледная луна (Некрасов), изумрудно-светлый дым (Бальмонт),

2.5 Выразительность кратких форм прилагательных:

«Ты богат, я очень беден… Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен» (А. Пушкин); «Половину следующего дня она (Бела) была тиха, молчалива и послушна» (М. Лермонтов).

2.3 Сюжетная функция прилагательных в тексте («Всё кругом». З. Гиппиус) 2.4 «Цветовые» и сложные эпитеты: «океан млечно-стальной с

Слайд 5Изобразительно-выразительные возможности глагола
3.1 Передача динамики речи:
Сын на ножки поднялся,
В

дно головкой уперся.
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?»

- молвил он,
Вышиб дно и вышел вон (А. Пушкин)

3.2 Отвлеченность, обобщенность инфинитива:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать…(А. Пушкин);

Изобразительно-выразительные возможности глагола3.1 Передача динамики речи: Сын на ножки поднялся,В дно головкой уперся.Понатужился немножко:«Как бы здесь на

Слайд 63.3 Основа олицетворения:
«Небо в бездне поводов, чтоб набедокурить», «вьюга вяжет

из хлопьев чулок», «пыль глотала дождь в пилюлях» (Б. Пастернак);
«И

сердце уставало плакать от этих нестерпимых мук» (А. Пушкин); «Угрызения совести шерстили сердце, мукой кидались в лицо» (Д. Фурманов).

3.4 Динамика и субстантивация причастия как особой формы глагола:

Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять (Д. Кедрин)
 

3.3 Основа олицетворения:«Небо в бездне поводов, чтоб набедокурить», «вьюга вяжет из хлопьев чулок», «пыль глотала дождь в

Слайд 7Функция числительных в художественной речи
4.1. Символика образности числительного:
«три девицы

под окном»; «тридцать три богатыря» (А. Пушкин).
4.2. Культ числа «семь»:


«Им оставалось ещё 7 лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья!..» (Ф. Достоевский);
«Для милого дружка семь верст не околица» (пословица).
 

Функция числительных в художественной речи4.1. Символика образности числительного: «три девицы под окном»; «тридцать три богатыря» (А. Пушкин).4.2.

Слайд 85. Экспрессивное использование местоимения
5.1.Образность личных и притяжательных местоимений:
«Ты

– небо темное в светилах, Я – море темное» (К.

Фофанов); «…Я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала. И в мыслях молвила: вот он! (А. Пушкин).

5.2.Обобщенность образа лирического героя:

«Стоял он, дум великих полн» (А. Пушкин).

5.3.Замена личного местоимения множественного числа формой единственного числа («Ты и вы». А. Пушкин).
5.4.«Обманутое ожидание» («Моя она» А. Чехов).
5.5.Насыщенность неопределенными местоимениями
(«Проснуться было так неинтересно…». Ю. Левитанский)

5. Экспрессивное использование местоимения 5.1.Образность личных и притяжательных местоимений: «Ты – небо темное в светилах, Я –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика