Слайд 1Повторительно-обобщающий урок в 7 классе
по теме:
«Деепричастие».
Цель урока:
обобщить
и систематизировать сведения о деепричастии
отработать умения правильно использовать в речи
деепричастия, расставлять знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
Форма урока: игра «Брейн-ринг».
Слайд 2 Ответьте на вопросы
1 Что обозначает деепричастие?
2 Как образуется деепричастие?
3
Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
4 Как пишется НЕ
с деепричастиями? Приведите примеры
5 Что называется деепричастным оборотом?
6 Каким членом предложения является деепричастие?
Как выделяются на письме обстоятельства,
выраженные одиночными деепричастиями,
деепричастными оборотами?
Слайд 3Заполните пропуски
1 Деепричастие обозначает……..
2 Деепричастие образуется от основы глагола
при помощи суффиксов……
3 Деепричастие имеет черты сходства как……, так и
……..
4 Деепричастие с НЕ пишется……… . Например, ……….
5 Деепричастный оборот-это…………
6 В предложении деепричастие является……………
7 Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, на письме…………………..
Фразеологические обороты с деепричастием и деепричастия, перешедшие в наречия, …………..
Слайд 4Приведите примеры употребления деепричастий и деепричастных оборотов в поэме М.Ю.
Лермонтова «Мцыри».
Слайд 5Сергей Петрович Кучеренко- известный писатель-дальневосточник, выпускник нашей школы, охотовед, доктор
биологических наук.
Слайд 6Анализ текста.
Нередко белогрудого медведя можно встретить южнее железной дороги
от Биробиджана до Облучья.
Ранним августовским утром плыл
я со своим проводником по горной речке. Спасаясь от шумных перекатов, проводник направил лодку в (не) глубокую протоку.
Любуясь дикой жизнью, мы «работу» медведя услышали издали. Он громко ворчал, с треском ломая черёмуховые ветки, дотягиваясь до кистей любимых сладких ягод.
Вытянув в трубочку свои подвижные губы, причмокивая, объедал медведь ягоды. Мы (не) выдержали и засмеялись.
От (не) ожиданности медведь, растерявшись, рухнул в воду. Окунувшись с головой (1) он зафыркал (2) и (3) (не) оглядываясь на нас (4) поплыл вниз по реке.
Определите тип речи текста:
А) рассуждение
Б) описание
В) повествование
Г) повествование и рассуждение.
Слайд 7В каком варианте ответа указаны все слова, в которых НЕ
пишется раздельно?
А) (не) глубокую
Б) (не) выдержали
В) (не) ожиданности
Г) (не) оглядываясь
А,Б,В,Г 2) А,В
3) Б,Г 4) Б,В,Г
Слайд 8В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
Окунувшись с головой (1) он
зафыркал (2) и (3) (не) оглядываясь на нас (4) поплыл вниз по реке.
1,2,3,4 2) 1,4 3) 1,3,4
4) 1,2,4
Слайд 9Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов?
А) причмокивая
Б) проводник
В) услышали
Слайд 10Произведите морфологический разбор деепричастия.
вытянув
Слайд 11Произведите синтаксический разбор предложения.
От (не)ожиданности медведь, растерявшись, рухнул в воду.
Слайд 12Деепричастный и фразеологический обороты.
Сравните два предложения, в каком из них
фразеологический оборот, а в каком деепричастный оборот?
Ребята взялись за дело
засучив рукава.
Засучив рукава, мама принялась
месить тесто.
Слайд 13Составьте два предложения, употребив в первом фразеологический оборот, во втором
–деепричастный оборот.
Высунув язык
Слайд 14Деепричастие и хороший стиль
1 В каком варианте ответа правильно
указаны все предложения, в которых допущена ошибка в употреблении деепричастия?
А)
Заканчивая сочинение, у меня кончилась тетрадь.
Б) Зверь, поднявшись на задние лапы, громко рявкнул.
В) Увидев ядовитую змею, ребят объял ужас
Г) Среди кустов извивается, поблескивая на солнце, ручей.
1) А,В,Г 2) В,Г 3) Б,Г 4) А,В
2 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Исполняя эту пьесу,
1) было чувство радости.
2) я передавал свое настроение.
3) учитывался авторский замысел.
4) зал хорошо слушал пианиста.
Слайд 15 Используя рисунок, составьте несколько предложений о работе медсестры,
характеризуя её действия деепричастиями и деепричастными оборотами.
Слайд 16 МОЛОДЦЫ!
Вы отлично справилась со всеми заданиями!