Слайд 1Не хватает вам чудес? Получите SMS!
Проект выполнили ученики 6
класса
МБОУ Новоаннинской ООШ №3:
Кравченко Анастасия,
Мордвинцев Илья,
Привиденцева Татьяна.
Слайд 2 За последние годы мобильные устройства прочно вошли в нашу
жизнь, а вместе с ними – язык SMS-сообщения , который
употребляют пользователи сотовых устройств в разговорах между собой.
Слайд 3
Нас заинтересовали вопросы:
Какие особенности характерны для языка SMS?
Почему при
составлении текстов SMS школьники нарушают языковые нормы?
Задумываемся ли мы
над нормами языка, составляя SMS?
Цель работы - исследовать язык SMS-сообщений.
Задачи, методы и способы их решения:
1.изучить особенности языка SMS;
2.определить типичные нарушения языковых норм в данных сообщениях (сбор материала – запись и исследование текстов SMS);
3.рассмотреть отношение школьников к языковым нормам при составлении текстов SMS (анкетирование).
Слайд 4В 2012 году человечество отметило 20-летие как была отправлена первая
со дня сотворения мира SMS . Придумал её Нейл Папуорт
– инженер фирмы Vodafon. Он же отправил первую в мире SMS-ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: «Merry Christmas – 92».
В 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service. Эта аббревиатура переводится так: Служба коротких сообщений.
Слайд 5СМС по-русски – это уже Служба Мобильных Сообщений.
А как
сказать: «СМС…пришла? Пришло?»
Лучший выход – пользоваться словом эсэмэска, так советует
«Орфографический словарь русского языка» под редакцией В.В.Лопатина (и писать его рекомендуют именно так, не «СМС-ка», а « эсэмэска»: эсэмэска пришла, эсэмэска отправлена…).
Слайд 6Для чего мы пишем SMS?
узнать о местонахождении (и планах) адресата:
Ты где? или Чего не отвечаешь? Чего заблокирован?
узнать о
самочувствии и настроении адресата: Аууу!!!! Ты жива? или Привет! Как ‘прошли выходные?;
сообщить о своем местонахождении (и планах): - Привет! Чем занимаешься?- Я телик смотрю и убираю дома.
сообщить о своем самочувствии и настроении :В сети буду после 9. Очень плохое настроение и куча домашних дел.
сообщить о мимолетном текущем впечатлении, о чем-то только что сделанном или увиденном::Ura!Ura!ispolnilas’ moya mechta!Ya nakonets-to,pervyi raz v jizni,iskupalsya v prorube!;
выразить в ответ сочувствие, поощрение, благодарность: Расслабься... Спасибо…
Все тексты предполагают передачу не только смысла , но и желания поделиться радостью или печалью!!!
Слайд 7ЖАНРЫ SMS.
1. Бытовые:- Как дела?
- Нормально.
2.
Любовные :я тя лю
3. SMS-извинения, Пожалуйста : пожта /пжл
Прости : прст
4.SMS-шутки:-,Ja bezbozhno tormozhu-zhu-zhu…
5. Небольшое стихотворное SMS-поздравление или пожелание Настроенья чумового,
Праздника тебе крутого,
Любви до головокружения.
Поздравляю с Днем рождения!
Слайд 8ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА SMS.
Отклонения от норм литературного языка
1.Неправильное построение предложения.
2.Правописание частицы
не с глаголами.
3.Неуместный повтор местоимения Я.
5.Употребление строчной буквы в
начале предложения.
6.Не обозначены границы предложений.
7.Отсутствуют знаки препинания.
8. Использование жаргонной лексики.
9.Правописание частицы то со словами.
10.Правописание приставки с.
11.Использование сокращений.
12.Пропущен ь после шипящих в глаголах 2л. ед.ч.
13.Обращение не выделено запятыми.
14. Употребление строчной буквы в собственных наименованиях.
Слайд 10Исследование (респонденты- ученики 5-8 классов нашей школы, учителя и наши
родители).
Вопросы анкетирования:
1.Возраст
2.Род занятий
3.Частота использования СМС
4.Цели использования СМС
5.Плюсы СМС – связи
6.Минусы
СМС – связи
7. Мнения о языке СМС
8.Примеры используемых в СМС сокращений
9.Примеры используемых заимствований
10.Случаи изобретения собственных сокращений
11.Наиболее часто используемые смайлы.
Слайд 11
Причинами использования СМС-сообщений для всех возрастов и категорий пользователей сетью
является:
1) возможность быстрой передачи информации в тех случаях, когда телефонный
разговор невозможен;
2)общение с друзьями, родителями;
3)наиболее дешевая возможность общения .
Слайд 12Использование словаря Т9.
Используют ли вы словарь Т9 наши школьники?
2
из 10 опрошенных учеников 8 класса;
8 (из 12) шестиклассников (причем
были даны комментарии, что причинами использования являются: быстрота написания SMS и грамотность употребляемых слов);
3 (из 13 ) учащихся 5 класса.
Большинство cемиклассников (7 из 8 ) словарём Т9 никогда не пользуются.
Слайд 13Вопрос: «Какие вежливые слова вы используете в SMS? Как вы
их записываете?»
Ответ: Пожалуйста, спасибо, привет, здравствуйте, до свидания, извини –
слова, использованные в привычной нам форме; спасибочки, please, приветик, пож. - слова, слегка измененные по форме автором SMS.
Слова с орфографическими ошибками – спасиба, сдравствуйте, дасвиданья, споки-ноки.
Использование вежливых слов
Слайд 14Использование символов, смайлов.
Смайлы – это маленькие графические изображения, которые подростки
используют, чтобы передать настроение, чувства, ведь текст несет лишь оттенок
тех эмоций, которые предназначаются для адресата.
Смайлы: ☺ ☹
Символы: , . ? ! : ; «» - $ @ &
Слайд 15ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ТАКОЙ ФОРМЕ ОБЩЕНИЯ, КАК SMS.
Какие современные способы
общения со своими сверстниками вы предпочитаете? Расположите перечисленные формы общения
в порядке убывания.
Большинство учащихся 8 класса (58%) отдают предпочтение электронным средствам общения, для учеников 7 класса самые популярные виды общения – беседа в компании (40%) и SMS-сообщения (35%); шестиклассники любят встречаться с друзьями (52%), отправлять эсэмэски (35%), учащиеся 5 класса ( 65 %) отдали предпочтение общению дома .
Слайд 16
«Задумываетесь ли вы над грамотностью, создавая SMS?»
1.Ответы пятиклассников: всегда
следят за грамотностью при составлении SMS 4 человека,
2.8 шестиклассников
(из 12) всегда обращают внимание на грамотность при создании SMS,
3.8 семиклассников (из 8) вообще не задумываются .
4.Учащиеся 8 класса задумываются над грамотностью при составлении SMS, однако были даны комментарии, что следить за грамотностью при создании сообщений непринципиально, так как главное – передать информацию, а писать грамотно иногда не позволяет «недостаток денег на счету».
5.Родители и учителя нашей школы всегда следят за нормами языка при написании СМСок.
Слайд 17Минусы языка СМС.
Пренебрежение правилами грамматики и орфографии, что приводит к
тотальному снижению грамотности.
СМС-зависимость.
Заболевания кистей рук.
Слайд 18ОТ ПИСЬМА К SMS-СООБЩЕНИЮ
ПУШКИНСКОЕ ВРЕМЯ.
Современность.
«Целую твои ручки,
мой ангел, с надеждой на скорейшую встречу, твой Пушкин»
ваше благородие
ваша
милость
Ваше
высокопревосходительство
милостивый государь
ваша честь
Пока!
Ну я те позже звякну!
Будет настроение, скинь смс
милая
котёнок
моя зайка
Слайд 19Тексты SMS.
Приветик че не пишешь как дела
Какой предмет учишь!
Не обозначены
границы предложений.
Использование жаргонной лексики.
1. Неправильное использование знаков
препинания.
Слайд 20Тексты SMS.
Я даже не знаю че учить то по ней
надо!
Биология контролка лука притащить половину.
Использование просторечий.
Правописание частицы то со словами.
1.
Использование сокращений и жаргонной лексики.
2. Отсутствует запятая между частями сложного предложения.
Слайд 21Сокращения, искаженное написание слов
Я тя лю (я тебя люблю):
Я тя
лю, моя зайка!
Чё (что):
Чё звонил?
Звякну (позвоню):
Ну я те позже звякну!
Слайд 22 Болезни современного языка находят отражения в текстах SMS.
Причины
нарушения языковых норм в SMS-сообщениях:
1.Восприятие SMS как разновидности устной речи.
2.Экономическая
сторона вопроса.
3.Непринципиальное отношение к ошибкам в SMSсообщениях.
3.Невысок уровень практической орфографической пунктуационной грамотности учащихся.
Слайд 23SMS-здорово!!!
Передача большего количества информации за минимальное количество времени.
Секретность информации.
Служит одновременно
для передачи информации и эмоций (могут передавать интонацию устной речи)
Возможность
передачи информации при недоступности адресата.
Возможность научиться лаконично и четко формулировать свои мысли.
Возрождение традиции переписки.
Слайд 24
Памятка отправителям SMS:
1.Не используй жаргонизмы, просторечия, прозвища, обидные для
адресата слова.
2.Грамотно оформляй свои мысли, соблюдая языковые нормы.
3.Применяй символы,
словарь Т9, допустимые сокращения.
4.Пользуйся словарем этикета.
Слайд 25
К.Г. Паустовский:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий
и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране
немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».