Слайд 1ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом- школа»
Обобщение и систематизация изученного по
теме «Имя существительное как часть речи»
Урок русского языка в 6-м
классе с применением мультимедийных технологий
Составитель: Лобанова Н.В., «Ялгинский детский дом-школа»
Слайд 2Цели урока:
- обобщить и расширить сведения о
существительном как части речи;
-повторить морфологические признаки имени существительного;
- уметь
определять синтаксическую роль существительного в предложении;
- закрепить навыки правильного написания имен существительных с изученными орфограммами.
Слайд 4Распределительный диктант
Распредели по колонкам данные имена существительные:
осень, рассвет, глубина, утро, дедушка, мышь, тишина, озеро, ночь,
день, акация, рожь.
Слайд 6 Составьте словосочетания, соединив слова по смыслу. Существительные поставьте
в форму указанного падежа.
Слайд 7Морфологическая путаница
Привести в порядок морфологический разбор имени существительного:
I.
Непостоянные признаки: собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное; род, склонение.
Постоянные признаки: падеж,
число.
II. Синтаксическая роль.
III. Часть речи. Вопрос.
Начальная форма
Слайд 8ПРОВЕРЬ СЕБЯ
I. Часть речи. Вопрос.
Начальная форма.
II.
Постоянные признаки: собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное; род, склонение.
Непостоянные признаки:
падеж, число.
III. Синтаксическая роль.
Слайд 9Выборочный диктант
Найдите и выпишите разносклоняемые существительные,
укажите их падеж.
Дорогой друг! Прости,
не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.
Слайд 10
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Имени (Р.п.), времени
(Р.п.), семени (Р.п.), в стремени (П.п.), племени (Р.п.), в пламени
(П.п.)
Слайд 11Исправь ошибки!
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали
в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в
кине
Без пальта и без кашне…
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Слайд 12Проверь себя
Сели в метро
поехали в метро
фильм о кенгуру
сидим в кино
сидим
без пальто и без кашне
Слайд 15Орфоэпическая минутка
Прочитайте слова, соблюдая орфоэпические нормы:
кафе, намерение, газопровод,
тире, фанера, МГУ, договоренность, академия, спортсмен, средствами, авеню.
Слайд 16Построй схему предложения
Я горжусь тем, что живу в Мордовии.
Цветет мой
край мордовский, становится все краше мой Саранск.
Федор Ушаков, Федот Сычков,
Степан Эрьзя – славные сыны Мордовии.
Слайд 17Творческий диктант с комментированием
Подберите к этим выражениям слова
с суффиксом –чик (–щик)
Самолет вел опытный пилот.
Играющий на ударном инструменте.
Все
подписавшиеся будут получать газету.
Инициатором драки был Вася.
Смазывающий колеса закончил свою работу.
Слайд 19Собери пословицу
Соберите пословицу, используя подсказку – грамматические показатели
слов.
1) в, друг, беде, познается.
Подсказка: ед.ч. Им.п.; глагол; предлог; ед.ч.
П.п.
2) лень, а, кормит, портит, труд.
Подсказка : ед.ч. Им.п.; глагол; союз; ед.ч. Им.п.
3) труда, рыбку, выловишь, и, не, пруда, без, из.
Подсказка: предлог; ед.ч. Р.п.; частица; глагол; союз; ед.ч. В.п., предлог; ед.ч. Р.п.
Слайд 20 Образуйте от данных слов имена существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами. Какую орфограмму вам придется вспомнить?
Стог – стож..к;
Овраг – овраж..к;
жук - … орех - …
круг - … замок - …
волк - … горох - …
луг - … кусок - …
Слайд 21Домашнее задание
Вопросы, стр.103.
1 гр. – упр. 261, 266.
2 гр. – упр. 266
3 гр. –
упр. 267