Слайд 1 «Твой проект. Подготовка к
ГИА»
Тема: Обособленное обстоятельство
Выполнил: обучающийся 9а класса
МОУ-СОШ№1 Спиренков Влад
руководитель: учитель русского языка Перевозная О.В.
Теория
Деепричастные обороты
и одиночные деепричастия обособляются независимо от места, занимаемого ими в предложении:
На десятые сутки, сидя на крыше товарного вагона, весело подкатил Бумбараш к родному краю. (Гайдар) Бумбараш постоял, раздумывая, не лучше ли будет убраться отсюда подальше. (Гайдар)
Теория
Два деепричастных оборота, или
два одиночных деепричастия, или деепричастный оборот и деепричастие, соединенные неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, если относятся к одному и тому же сказуемому. В этом случае они являются однородными членами предложения и обособляются как одно целое:
Пьер, приподняв плечи и разинув рот, слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря ушам своим. (Л. Толстой) Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. (Чехов) Сутулясь и не снимая шапки, он прошел в комнату.
Теория
Внимание! Обратите внимание на
предложения с деепричастными конструкциями, в которых запятая стоит и перед союзоми, и после него:
Хаджи Мурат остановился, бросив поводья, и , привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул ее. (Л. Толстой)
Первый деепричастный оборот относится к предшествующему сказуемому (остановился),
а второй — к последующему (вынул).
Каждый из деепричастных оборотов обособляется по отдельности, так как деепричастия здесь не являются однородными.
Союз и соединяет здесь однородные сказуемые: остановился и бросил.
Слайд 5 Практическое задание ГИА В11
Задание 1
Среди
предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством.
1. Чудная, милая,
восхитительная бабушка Колкина!
2. Честно говоря, редкостные люди нас окружают, Елена!
3. И он с восторгом поставил картину перед Ленкой, наблюдая за выражением её лица.
4. - Ну, как она тебе? Правда, хороша?
Слайд 6 Практическое задание ГИА В11
Задание 2
Среди
предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством.
1. После пятого
урока у меня был фотокружок, но я не остался.
2. Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам.
3. А тут пришла днём и, забыв снять плащ, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит.
4. Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых.
Слайд 7 Практическое задание ГИА В11
Задание 3
Среди
предложений найдите предложения с обособленным (-ыми) обстоятельством (-ами)
1.
Шёл первый час ночи, когда я вышел на кухню, чтобы успокоиться.
2. А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью.
3. Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить.
4. Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся.
Слайд 8 Практическое задание ГИА В11
Задание 4
Среди
предложений найдите предложения с обособленным (-ыми) обстоятельством (-ами)
1.
Стояла поздняя осень, за окном лил дождь, стучало железо на крыше.
2. Я не мог заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны.
3. Мы не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно.
4. В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.
Слайд 9 Практическое задание ГИА В11
ОТВЕТЫ
Задание 1
- 3
Задание 2 - 3
Задание 3 - 4
Задание 4 -
3