Слайд 1Обособленные обстоятельства,
выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями
Слайд 2Цель урока:
Формировать навык выделения запятыми обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами
и одиночными деепричастиями.
Рассмотреть случаи, когда деепричастия не обособляются.
Продолжить работу над
построением предложений с деепричастными оборотами
Слайд 3Орфоэпическая разминка
Ходатайствовать, осведомить
кухонный, сливовый,
мусоропровод,
газопровод,
кашлянуть,
жалюзи,
духовник, иконопись
Слайд 4Задание на повторение
Определите типы подчинительной
связи в словосочетаниях
Его учебник, прибыть
вовремя, увидеть его, сменить одежду, красивый цветок, первый ученик, книга
из библиотеки, медленно поворачиваясь, моя тетрадь
Слайд 5Типы подчинительной
связи в словосочетании
Согласование
Управление
Примыкание
Слайд 6Согласование
Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое
слово стоит в том же роде, числе и падеже, что
и главное
Зависимое слово может быть выражено прилагательным, причастием, местоимением, порядковым числительным, согласуемым существительным
Примеры:
частые встречи, летящий мяч, наше право, третий ряд, красавица дочка, профессор Чайников.
Слайд 7Управление
Главное слово диктует
зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в
определенном падеже (часто с предлогом)
Зависимое слово может быть выражено
Существительным (часто
с предлогом), местоимением
Примеры
начало игры, жарко у печки, попросить её.
Слайд 8Примыкание
Главное слово не способно
диктовать зависимому свою форму,
потому что
зависимое не изменяется
Зависимое слово может быть выражено
наречием, деепричастием, неопределенной
формой глагола, сравнительной степенью прилагательного, притяжательным местоимением
Примеры
Ходить пешком, спать стоя, просил остаться, желание знать, хотел вернуться, стать лучше, её лицо
Слайд 9Задание на повторение
Определите типы подчинительной
связи в словосочетаниях
Его учебник, прибыть
вовремя, увидеть его, сменить одежду, красивый цветок, первый ученик, книга
из библиотеки, медленно поворачиваясь, моя тетрадь
Слайд 10Обособление одиночных деепричастий
Одиночные деепричастия
ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ,
за исключением
тех, которые
ТЕСНО СВЯЗАНЫ СО СКАЗУЕМЫМ
(И долго мужики стоят зевая.
(Н.В.Гоголь)
Одиночные деепричастия не следует смешивать с образованными от них НАРЕЧИЯМИ
стоя, лёжа, молча, не спеша, шутя, не шутя, играючи, припеваючи,
которые не выделяются запятыми.
Слайд 11Два одиночных деепричастия обособляются
если выступают в роли однородных обстоятельств:
Зевая
и потягиваясь, сестры Золушки вошли в комнату, где ждала их
мачеха.
В данном случае деепричастия обозначают дополнительные действия, их значение может быть различным.
Слайд 12Одиночное деепричастие обособляется
если сохраняет значение глагольности, выступая в роли второстепенного
сказуемого, указывая на время действия, его причину, условие, но не
на образ действия:
После бала гости разъехались, не успокоившись.
Убежав, Золушка потеряла туфельку.
Для проверки можно изменить в уме предложение, заменив деепричастие на соответствующий глагол или сделать из простого предложения сложное, где деепричастие окажется синонимично придаточному предложению:
Когда Золушка убежала, она потеряла туфельку.
Все хотя и не успокоились, но разъехались.
Слайд 13Одиночные деепричастия
не обособляются
если имеют тесную связь со сказуемым
или если хотя бы одно из них потеряло значение глагольности:
Мачеха вошла в комнату не постучавшись.
Король слез с трона молча и не торопясь.
И в первом, и во втором случаях деепричастия оказываются обстоятельствами образа действия и не могут быть заменены глаголами
*Король слез и молчал и не торопился.
Но вполне возможна замена существительными
Мачеха вошла в комнату без стука.
Слайд 14Обособление и необособление одиночного деепричастия может быть связано с его
МЕСТОМ в предложении
Одно и то же слово может не обособляться
в начале и в конце предложения,
но обособляется в середине:
Сестры мерили туфельку не торопясь.
По дороге, не торопясь, Золушка рассматривала окрестности.
В первом случае перед нами обстоятельство образа действия ( =неторопливо),
во втором – обстоятельство причины (= так как не торопилась)
Слайд 15Закрепление
Упр. 374
Упр. 375
Упр. 376 (устно)
Слайд 16Обособляются ли обстоятельства?
Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.
(И. Бунин).
Дмитрий слушал его нахмурясь. (М. Горький).
Месяц золотясь
спускался к степи. (Л. Т.)
Казаки разъехались не договорившись. (М.Шолохов)
Чайки бродят по отмели и лишь изредка хрипло вскрикивают задыхаясь. (М.Г.)
Кучер мой слез молча и не торопясь. (Т.).
Слайд 17Построение предложений с деепричастными оборотами
1. Деепричастие, указывающее на дополнительное действие,
должно вводиться в предложение, где названо основное действие, причем субъект
обоих действий должен быть одинаков:
Войдя в комнату, Петя поздоровался
Петя и вошел в комнату, и поздоровался.
Если это правило не соблюдено, возникает ошибка:
Приехав в Москву, Таня была тепло встречена родными.
Ошибка в том, что Таня оказалась одновременно субъектом одного действия, и объектом другого.
Вернувшись домой, у меня заболела голова .
Неясно, откуда голова вернулась?!.
Слайд 18Построение предложений с деепричастными оборотами
2. Употребление деепричастного оборота в безличном
предложении допустимо, но только если субъект един, хотя и мыслящийся,
а не выраженный подлежащим:
Переходя ко второму вопросу,
следует остановиться на таких проблемах…
Докладчик и в том, и в другом случае мыслит субъектом себя. Но неправильно:
Слушая её увлекательный рассказ, на улице стемнело.
Субъекта основного глагольного действия "стемнеть" нет и быть не может.
Слайд 19Продолжите предложение
1. Выбрав пьесу,
1) оказалось, что там слишком много
ролей.
2) началось распределение ролей.
3) была назначена первая репетиция.
4) мы немедленно
начали репетировать.
Слайд 20Продолжите предложение
2. Принадлежа к тому или иному сословию,
1) важная
роль отводилась внешнему виду человека.
2) об этом говорила одежда
и весь внешний облик человека.
3) человек должен был носить соответствующую одежду.
4) одежда человека должна соответствовать его статусу.
Слайд 21Продолжите предложение
3. Закрыв книгу,
1) постарайтесь по памяти восстановить текст
стихотворения.
2) герои недолго остаются в памяти.
3) мне вспомнилось
о летнем отдыхе на берегу моря.
4) всё прочитанное сразу же забывается.
Слайд 22Продолжите предложение
4. Читая стихи,
1) все слушали с интересом.
2)
мне вспомнилось прошедшее лето.
3) обращайте внимание на ритм.
4)
создаётся впечатление, что всё было на самом деле.
Слайд 23Продолжите предложение
5. Начиная новый абзац,
1) есть обычай писать с
отступом, то есть с красной строки.
2) существует правило писать
с красной строки.
3) используют отступ, то есть пишут с красной строки.
4) давно возникла традиция
писать с красной строки.
Слайд 24Продолжите предложение
6. Работая над рецензией,
1) не подменяйте оценку текста
простым пересказом содержания.
2) главная мысль определяется не сразу.
3)
анализируется художественное своеобразие текста.
4) учеником была дана оценка прочитанного.
Слайд 25Продолжите предложение
7. Держась за буксирную верёвку,
1) другой её конец
прикреплён к катеру.
2) ноги воднолыжника должны быть слегка согнуты.
3) можно мчаться со скоростью 60 км в час.
4) катер мчит воднолыжника по
волнам.
Слайд 26Исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота
Набирая
номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.
Выясняя происхождение
географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.
Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.
Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.
Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.
Допуская грамматические ошибки в речи, слушателями с трудом воспринимается её содержание.
Работая в группе, были достигнуты значительные результаты.
Проезжая мимо вокзала, у меня слетела шляпа.
Любуясь закатом, меня искусали комары.
Рисуя море, тревога моя постепенно улеглась.
Слайд 27Домашнее задание
§ 196, записи в тетради
Упр. 377