Слайд 1УРОК-ПРАКТИКУМ
НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Слайд 2Цель: обобщить и систематизировать знания по указанной теме, совершенствуя навыки
комплексного анализа текста.
Задачи:
Образовательные:
Повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения
(ОЧП);
Совершенствовать умения находить ОЧП, составлять схемы предложений с ОЧ и расставлять знаки препинания при ОЧП.
Развивающие:
Развивать умение определять роль ОЧП в тексте;
Развивать связную речь учащихся, используя ОЧП для придания речи точности, ясности, выразительности;
Развивать умение делать выводы и обобщения.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.
Слайд 3ЛИ ШАН ИНЬ
812-858
ЦЗАЦЗУАНЬ
Лаконичные изречение цзацзуань - оригинальный вид китайской художественной
литературы, остроумно повествующий о различных жизненных ситуациях и поступках человека.
Само слово "цзацзуань" может быть приблизительно переведено на русский язык как "разное", "смесь", "заметки о разном". В этих изречениях говорится о самых будничных вещах, настолько будничных вещах, что они не изменились тысячу с лишних лет, прошедших со времени жизни и смерти Ли Шан Иня - автора, который вошел в историю мировой поэзии благодаря этому жанру.
Слайд 4 Приятно:
Смотреть, как за окном валит снег;
Когда вся семья собирается
за ужином;
Когда одноклассники ценят тебя за ум, терпение, доброту .
Слайд 5Словарный диктант (взаимопроверка)
Эпиграф, анафора, разговорный, описание, научный, рассуждение, художественный,
повествование, публицистический, заглавие, официально-деловой, инверсия, градация, параллельная, последовательная.
Слайд 61)Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной.
2)Но этого мало. 3)Он назвал всякое действие и состояние. 4)Он
определил словами свойства и качества всего, что его окружает.
5)Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. 6)Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства.7) Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщённых идей и понятий.
8)Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь!
С. Маршак.)
Слайд 7СИЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ТЕКСТА
Абсолютное начало (АН) – 15% прочитанного текста (время,
место, главные действующие лица) – 0,146
Гармонический центр (ГЦ) – 62%
прочитанного текста (изменение событий, лирические отступления, «бросок» к развязке) – 0,618
Абсолютный конец (АК) – 6% от конца прочитанного текста (развязка) – 0,944.
Заглавие.
Эпиграф.
Слайд 8Вычисление сильных позиций текста
АН- 0,146 * 8 (количество предложений)=1,168~1
ГЦ –
0, 618* 8=4,944~5
АК- 0,944*8= 7,552~8
Вывод: основная мысль текста заключена в
8 предложении – сильной позиции абсолютного конца.
Слайд 9Выписать шестое предложение, выполнить пунктуационный разбор, составить схемы.
Он запечатлел опыт
и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники,
науки и искусства.
Слайд 10
и
1)
и
2)
3)
,
4)
_ _ _
~~~~
_ _ _
~~~~
_ _ _
~~~~
,
и
Ряды однородных членов предложения
Слайд 11Выполнить синтаксический разбор восьмого предложения:
Какое же это необъятное и неисчерпаемое
море – человеческая речь!
Слайд 12Морфологический уровень
существительных – 26 – 33%
местоимений- 13 –
17%
прилагательных – 3 – 3%
глаголов - 10 -
13%
других частей речи – 25 -33%
Слайд 13Вычисление сильных позиций текста
Структурная единица – слово.
АН – 0,146*60(количество слов
в тексте без учета служебных частей речи =8,072~8 - вселенная.
ГЦ-0,618*60=
38 -жизнь
АК – 0,944*60=57 - неисчерпаемое
Слайд 14Вселенная, -ой, ж
Вся система мироздания, весь мир.
2. Вся земля, населенный
мир.
Всю-то я вселенную проехал, нигде милой не нашел (песня).
(С.И. Ожегов
«Словарь русского языка» -
М.: ООО «Издательство Оникс», 2008)
Слайд 16Оценочный лист деятельности учащегося
Тема: Однородные члены предложения
Фамилия ,имя учащегося _____________
Словарный
диктант
Предложения с обобщающими словами
Беседа по содержанию текста
Синтаксический уровень. Составление схем
ОЧП
Синтаксический уровень. Разбор №4
Морфология
Лексический уровень
Морфемика. Словообразование
Домашнее задание. Разбор №6
Домашнее задание. Сочинение - миниатюра
Общая оценка
1. Помог ли мне комплексный анализ текста в работе с ОЧП?
2. Ч то мне дает вычисление сильных позиций текста?
3. В чем я еще затрудняюсь?
Слайд 17Домашнее задание:
1)Выполнить орфографический разбор пятого предложения.
2)Написать сочинение-миниатюру по
данному тексту.