Разделы презентаций


ОГЭ 2019 "Учимся писать Сжатое изложение"

Содержание

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1огэ 2019
Учимся писать Сжатое изложение
Иванова Мария Анатольевна, учитель русского языка

и литературы ЭСОШ им.П.Х.Староватова

огэ 2019Учимся писать Сжатое изложениеИванова Мария Анатольевна, учитель русского языка и литературы ЭСОШ им.П.Х.Староватова

Слайд 2Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной

работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя

одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Слайд 3 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что

Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и

всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой

Слайд 4Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при

котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

Валгина Нина Сергеевна (13 февраля 1927 г) - профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой русского языка Московского государственного университета печати (до 2006 г). Автор около 200 работ по теории и практике русской речи.
Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором 

Слайд 5
Требования к изложению

Требования к изложению

Слайд 6Общие рекомендации
— На экзамене будет звучать аудиозапись с текстом для

изложения. Аудиозапись длится 2-3 минуты и повторяется два раза. После первого

прослушивания экзаменуемым дается время на осмысление и обработку текста.
— Требуемый объём сжатого изложения – 70 слов, работа объемом меньше 70 слов НЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ, и баллы за неё не начисляются. Но не стоит писать и слишком длинные изложения, самый оптимальный объём – 80-90 слов.
— Изложение необходимо разделить на части, текст разбивайте на 3 абзаца.
— Пишите изложение по возможности чётким, разборчивым почерком и при делении текста на абзацы соблюдайте достаточное расстояние для отступа строки, чтобы экзаменаторы точно видели, как вы делите текст.
— Старайтесь не употреблять в работе слова и выражения, в смысле и написании которых вы не уверены. На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарем, но делать это лучше после того, как вы полностью напишите «черновой» вариант изложения.

Общие рекомендации— На экзамене будет звучать аудиозапись с текстом для изложения. Аудиозапись длится 2-3 минуты и повторяется два

Слайд 11Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Слайд 13При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице  нормативы

применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём

которых составляет 140 и более слов.
Если  суммарный  объём  сочинения  и  изложения  составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.Указанные в таблице  нормативы применяются для проверки и оценки изложения и

Слайд 14Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то

такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только  один

вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице ;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла 
– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.Если

Слайд 15ВАЖНО!
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее

25 и не более 33 баллов (от 25 до 33)

за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не  менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

ВАЖНО!Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 25 и не более 33 баллов (от

Слайд 16Как же написать сжатое изложение на ОГЭ?
- нужно сделать из

старого текста новый, в котором будет только самое важное и

основное из старого. Как правило, новый текст получается весьма сухим и кратким.
- нужно суметь отличить важное и основное от остального. Бывает, что ученик принимает второстепенную информацию за главную и пишет её, а главную забывает. Это большой минус.
- нужно суметь разделить текст на 3 абзаца, то есть на 3 микротемы, на 3 основные мысли. Желательно, чтобы Ваше деление не отличалось от деления автора текста.
- нужно сокращать так, чтобы не появилась та информация, которой в начальном тексте не было.
- нужно использовать приемы сжатия текста на протяжение всего изложения.

Как же написать сжатое изложение на ОГЭ?- нужно сделать из старого текста новый, в котором будет только

Слайд 17Приёмы сжатия текста 


Исключение


обобщение
замена

Приёмы сжатия текста Исключение

Слайд 18Исключение
Название говорит само за себя. Метод исключения предполагает отбрасывание всего,

что можно отбросить:

вводных слов
однородных членов предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов

и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Чаще всего отбрасывание происходит сразу по нескольким из этих пунктов, например:

По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины в двух смыслах: правда и красота - вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов (29 слов).

убираем вводную конструкцию, повторы, лишние рассуждения, синонимы.

Получилось: Добро и красота едины для всех народов и между собой (10 слов).
ИсключениеНазвание говорит само за себя. Метод исключения предполагает отбрасывание всего, что можно отбросить:вводных словоднородных членов предложения; повторов;однотипных

Слайд 19 Исключение повторов Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая

часть нашей личности.  ↓↓↓  Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая

часть нашей личности.  • Исключение одного или нескольких из синонимов  Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.  ↓↓↓  Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с яснымилицами.  • Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.  ↓↓↓  Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.  • Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?  ↓↓↓  Почему Куприн так часто менял свои профессии?  Комментарий: наиболее важным из трех предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому мы можем использовать прием исключения предложений: оставить только первое из трех.  • Исключение однородных членов при обобщающем слове Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.  ↓↓↓  Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.  • Исключение одного или нескольких предложений Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Кажется, что всё, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.  ↓↓↓  Взаимоотношения подростков и родителей тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости. 
 Исключение повторов Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.  ↓↓↓  Чувства –

Слайд 20Обобщение
Обобщать можно:
несколько предложений

в одно;
части одного предложения;
конкретные факты на основе общего между ними.
Например:

Почти во всех повестях В. Распутина центральным образом стоит женщина - Мария в «Деньгах для Марии», Дарья в «Прощании с Матёрой», Анна в «Последнем сроке», Настена в повести «Живи и помни». Да и в рассказах писателя женщина на первом месте. И это вовсе не случайно (43 слова).
Объединяем эти 3 предложения вместе (и одновременно исключаем лишнее) и получаем:
Почти во всех повестях и рассказах В. Распутина центральным образом стоит женщина, что вовсе не случайно (15 слов).
Обобщение      Обобщать можно:несколько предложений в одно;части одного предложения;конкретные факты на основе общего

Слайд 21• Замена однородных членов обобщающим наименованием Многие утверждают, что слушать музыку

дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит

конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.  ↓↓↓  Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.  Слияние нескольких предложений в одно  Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.  ↓↓↓  Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. 

• Замена однородных членов обобщающим наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто

Слайд 22Замена
Заменять можно:
- однородные члены обобщающим словом;


- сложное предложение простым;
- часть предложения или ряд предложений

общим понятием или выражением;
- прямую речь косвенной (и это делать нужно, потому что очень сложно запомнить цитату дословно);
- часть текста одним предложением;
- часть предложения местоимением и пр.

Например: На полке стояли помады, тени, кремы, лежали пудры, туши, карандаши для глаз (12 слов).
Находим обобщающее слово для всех однородных членов и заменяем их этим словом.
На полке были предметы косметики (5 слов).
Замена    Заменять можно:- однородные члены обобщающим словом; - сложное предложение простым; - часть предложения

Слайд 23 Замена предложения или его части указательным местоимением  Уметь дружить и любить

– большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь

и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность.  ↓↓↓  Уметь дружить и любить – большое искусство. Об этом часто говорят психологи.  Замена сложноподчинённого предложения простым Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.  ↓↓↓  Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.  Замена фрагмента предложения синонимичным выражением а) замена придаточного определительного синонимичным определением;  Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования,включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.  ↓↓↓  Автомодели, снабжённые электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.  б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом;  Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.  ↓↓↓  Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.  в) сокращение количества частей сложного предложения.  Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания, так что мы начинаем чувствуем себя несчастными.  ↓↓↓  Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные  переживания.  Комментарий: из двух близких по смыслу простых предложений в составе сложного («то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными») оставлено то, которое обладает большей смысловой ёмкостью в данном контексте. 
 Замена предложения или его части указательным местоимением  Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят

Слайд 24• Замена прямой речи косвенной «Сударыня, вы подарили им минуту счастья,

дав на миг позабыть ежедневные заботы», – ответила горничная на

вопрос великой балерины.  ↓↓↓  Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.  • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:  Куда ты скачешь, гордый конь,  И где опустишь ты копыта?  ↓↓↓  Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:  Куда ты скачешь, гордый конь,  И где опустишь ты копыта? 

• Замена прямой речи косвенной «Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы»,

Слайд 25Не обязательно использовать все приемы. Можно пользоваться только одним. Но

у Вас это едва ли получится, так как все эти

приемы почти всегда используются вместе. Главное – делать это на протяжение всего текста! Об этом сказано в критериях оценивания сжатого изложения.


Не обязательно использовать все приемы. Можно пользоваться только одним. Но у Вас это едва ли получится, так

Слайд 26Практическая часть

Практическая часть

Слайд 27Этапы работы с текстом
1 этап:
Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).

2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ

МЫСЛЬ (чему учит текст?)
3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.
4.

Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Этапы работы с текстом1 этап:Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)  3. Определите СТИЛЬ текста

Слайд 28У  хорошего плана есть ряд достоинств:
Это самая  краткая запись текста.

Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства.


Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное.
Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста.
Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?

У  хорошего плана есть ряд достоинств:Это самая  краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще

Слайд 292 этап:
1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.

2.

Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, замена (упрощение)).
3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой

части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
2 этап:1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, замена (упрощение)).

Слайд 30Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:
необходимо передать содержание как каждой

микротемы, так и всего текста в целом;
не объединять микротемы в

один абзац;
каждый абзац начинать с красной строки;
объём изложения – не менее 70 слов;
пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;не

Слайд 31Нам лишь кажется, что когда с нами что-то случается, –

это уникальное явление, единственное в своем роде. На самом деле

нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни — всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.
Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.
Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. С помощью литературы человек становится человеком. Не случайно книгу называют учителем и учебником жизни.
(174 СЛОВА)
Нам лишь кажется, что когда с нами что-то случается, – это уникальное явление, единственное в своем роде.

Слайд 32Фиолетовый цвет – то, что можно перефразировать, сказать значительно проще,

меньше по объёму.
Желтый цвет – то, что совсем не нужно
1

предложение: что когда с нами что-то случается, – это уникальное явление - что события нашей жизни уникальны
3 предложение: ответы и запечатлены на страницах художественной - ответы запечатлены в литературе или ответы в литературе
4 предложение: взгляд на жизнь - расширяет мировоззрение
5 предложение: детские годы - в детстве
6 предложение: испытываем потребность - открываем книгу или хотим открыть книгу
13 предложение: называют учителем и учебником жизни -
Книга – учитель и учебник жизни
Фиолетовый цвет – то, что можно перефразировать, сказать значительно проще, меньше по объёму.Желтый цвет – то, что

Слайд 33Нам лишь кажется, что события нашей жизни уникальны. Нет проблемы,

которая уже не была бы отражена в литературе. Любовь, измена,

поиск смысла жизни – всё это кем – то было пережито, а ответы запечатлены в произведениях литературы. Бери и читай, всё найдёшь в книге.
Литература творит чудо, удваивает наш внутренний опыт , расширяет мировоззрение. В детстве мы читаем сказки, чтобы пережить азарт интриги. Но однажды мы открываем книгу, чтобы углубиться в себя. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, учит.
Мы взяли книгу. Что происходит в душе? С каждой прочитанной книгой мы становимся другими. С помощью литературы человек становится человеком. Книга – учебник жизни.
Нам лишь кажется, что события нашей жизни уникальны. Нет проблемы, которая уже не была бы отражена в

Слайд 34Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика