Слайд 1Описание действий
Урок развития
речи в 7 классе
Кутергина С.П., учитель
русского языка и литературы
МСКОУ V вида г. Нолинска Кировской
области
Слайд 2Цели урока:
1. Знакомство с описанием действия, ролью этого описания в
речи.
2. Выявление места и роли наречий в описании действий.
Как
вы думаете, чем мы сегодня займёмся?
Слова какой части речи будем стараться использовать при составлении текстов?
Слайд 31. Докажите, что это текст-описание действий.
2. Найдите в тексте
наречия.
3. Какую смысловую роль они играют?
Дядя Фёдор ловко вытачивает деревянные ложки топором. Он неторопливо проводит лезвием по заготовке, и в стороны отлетают мелкие стружки. Работая, мастер весело улыбается.
Подсказка
Наречия отвечают на вопросы
Как? Каким образом? Где? Куда? Откуда? Когда? Почему? Зачем?
В какой степени? В какой мере?
Слайд 4Проверьте себя.
1. Текст - описание действий, так как..
2. Наречия
- ...
3. Смысловая роль наречий заключается в том, что…
Дядя Фёдор ловко вырезает деревянные ложки топором. Он неторопливо проводит лезвием по заготовке, и в стороны отлетают мелкие стружки. Работая, мастер весело улыбается.
Как передаётся настроение героя?
Слайд 5Игра «Кто? Что? Как?»
Учитель (как?)
подошёл к своему столу, присел на стул. (Когда?) взглянул на
часы.
(Когда?) (как?) встал, подошёл к доске.
Добавьте наречия, обозначающие образ действия и последовательность действий.
Слайд 6 Игра «Кто? Что? Как?»
Учитель
неторопливо подошёл к своему столу, присел на стул. Потом взглянул
на часы. Затем быстро встал, подошёл к доске.
неторопливо,
медленно, не спеша,
потом, затем
Слайд 7Работа с учебником.
Упр. 237, стр. 110
Выписать словосочетания с наречиями,
с помощью которых
«рисуется» действие,
указывается на последовательность действий)
Слайд 8Разбейтесь на 3 команды.
Придумайте и запишите «цепочку действий», используя
наречия.
Быстро, медленно, торопливо, спокойно.
Сначала, сперва, вначале, потом, затем.
Внимательно, аккуратно,
тщательно, сноровисто, уверенно, сосредоточенно.
Весело, радостно, грустно,
серьёзно.
Выбирайте темы:
Бабушка варит суп.
Я прибираю дом.
Я жарю картошку.
Мастер красит стену.
Мастер замешивает бетон.
Слайд 9Как следует строить
описании действий?
1. Соблюдать последовательность в описании действий.
2.
Чётко, точно описывать действия.
3. Использовать наречия, передающие последовательность
действий, настроение,
характер человека,
особенности его
движений.
Слайд 10Итак, вы готовы ответить
на мои вопросы.
1. Как человек готовится
к действию?
2. Как он при этом выглядит?
3. Что он делает
сначала?
4. Что делает потом?
5. Что изменяется в его внешности при этом?
6. Чем заканчивается действие?
7. Как человек переживает результаты своего труда?
8. Какие наречия помогают
передать характер человека, совершающего действие?
Слайд 11Найдите и выпишите из текста описание действия
С печью своей бабка Ватруша намаялась вдоволь
и никогда бы не доверила перекладывать её незнакомому человеку, да пожадничала. Новый печник только полцены запросил и с виду был обходительный, не горластый.
Четыре дня возился Дмитрий с печью бабки Ватруши. Хозяйка уже засомневалась в нём, затужила. Что за печник! Положит десяток кирпичей и сидит, курит, в бумажки свои заглядывает. А то вдруг готовую печь разбирать начнёт. А уж раствор замешивает, будто тесто. И месит, и месит, всякий камушек растирает. Это за полцены-то!
Слайд 12Проверьте себя.
С печью своей
бабка Ватруша намаялась вдоволь и никогда бы не доверила перекладывать
её незнакомому человеку, да пожадничала. Новый печник только полцены запросил и с виду был обходительный, не горластый.
Четыре дня возился Дмитрий с печью бабки Ватруши. Хозяйка уже засомневалась в нём, затужила. Что за печник! Положит десяток кирпичей и сидит, курит, в бумажки свои заглядывает. А то вдруг готовую печь разбирать начнёт. А уж раствор замешивает, будто тесто. И месит, и месит, всякий камушек растирает. Это за полцены-то!
Слайд 13К сожалению, в ваших сочинениях часто встречаются неоправданные повторы.
Как
их можно избежать?
Упр. 238, стр. 110 (письменно)
Прочитайте текст.
Какие ошибки допущены?
Как
их можно исправить?
Затем = потом = далее. И наконец, …
Слайд 14Итак, подведём итоги.
При описании действий следует
1. Соблюдать последовательность в описании
действий.
2. Чётко, точно описывать действия.
3. Использовать наречия, передающие последовательность действий,
настроение человека, особенности его поведения.
Слайд 15Домашнее задание.
Упр. 239, стр.110 (устно) :
Подумайте,
какой вид работы вы смогли бы описать: пошив
одежды, приготовление обеда, посадку картофеля, настилание на пол линолеума, ремонт велосипеда, посадка деревьев, покраска дома и т.д.
Слайд 16Презентацию подготовила
Кутергина С.П., учитель русского языка и литературы МСКОУ V
вида г. Нолинска Кировской области.
Слайд 17Библиография
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. русский язык.7 класс, М. «Просвещение».-2007.
М.В.Фёдорова.
Уроки русского языка в 7 классе. М, «Просвещение».-2002.