Слайд 1Описание опыта
педагогической деятельности
"Основные формы и
методы объяснения нового материала
на
уроках русского языка и литературы"
Из опыта работы учителя русского языка
и литературы МОУ «СШ №47 г. Макеевки» Макотченко Светлана Борисовна
Слайд 2
Если ученик не научится в школе сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые, научившись копировать,
умели делать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой
Слайд 3Новизна опыта
заключается в разработке анализа основных форм и методов
обучения на уроках русского языка и литературы, идейно-тематических индивидуальных занятий
для учащихся среднего звена. Нужно помнить, что на уроках ведется целенаправленная исследовательская работа, раскрывается интеллектуально-творческий потенциал, повышается коммуникативная компетенция обучающихся, умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.
Цель работы – организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей.
Слайд 4
Актуальность работы:
Перспективы
развития школьных уроков русского языка и литературы связывают, прежде всего,
с идеей речевого развития учащихся. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их.
Я считаю данную работу актуальной, так как в настоящее время концепция нетрадиционных уроков занимает главенствующее место в методике языка и литературы, пытаюсь проанализировать и, по возможности, дополнить имеющиеся разработки.
Сейчас ДНР нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к успешной дальнейшей жизни.
Слайд 5
Задачи данного опыта:
Одна из важнейших целей стоящей перед школой,
- не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся
умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей.
Используя традиционные и нетрадиционные формы и методы:
• систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;
• стимулировать процессы переключения, поисковой активности;
• учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;
• находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Слайд 6Методы обучения, которые я использую на уроках:
Исследовательский метод – совокупность приемов,
обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на
основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.
Лекционный метод – один из методов сообщения нового; состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса.
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний.
Проблемный метод – такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации.
Частично-поисковый метод обучения – метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности.
Слайд 7Приемы обучения:
Прием «Лови ошибку;
Прием «Вопрос к тексту»;
Прием «Пресс – конференция»
Слайд 8Средства обучения,
которые используются мною при объяснении
нового материала:
Учебники;
Учебные
пособия;
Сборники дидактических материалов;
Словари;
Карточки;
Таблицы;
Видеофильмы;
Презентации.
Слайд 9Консультации бывают:
а) по деятельности:
тематические (по основным темам)
текущие (индивидуально)
обучающие (тест, работа
с текстом)
б) по форме:
групповые
индивидуальные
смешанные (индивидуально-групповые)
в) по организационным признакам:
вводные
вводно-обобщающие
повторительно-обобщающие
инструктивные
Слайд 10Этапы усвоения знаний:
1) Мотивационный:
внешний
внутренний (познавательный интерес к предмету)
2) Ознакомление учащихся
с деятельностью и входящими в неё знаниями.
3) Практические действия (конспект,
беседа).
4) Выполнение внешнеречевых действий (работа в парах, группах).
5) Индивидуальная работа (знания аккумулируются в уме).
Слайд 11Задачи моих уроков:
1) Оперативно выявлять педагогическую запущенность каждого ученика.
2)
Снимать психологические барьеры в отношениях с учёбой, школой, учителями и
учениками.
3) Обеспечивать начальный успех в полузабытых видах деятельности.
4) Стимулировать учебную мотивацию.
5) Помогать самоутвердиться и повысить самооценку личности.
6) Корректировать навыки обучения.
7) Формировать коллектив.
8) Выявлять и реализовывать зону ближайшего развития.
Слайд 12Заключение.
Говорят, что у детей ослаблена мотивация к
учебе. Думаю, что это не совсем верно. Мотивация не понизилась,
а изменилась.
Ребенок не станет учиться, если ему непонятно, зачем это нужно, или неинтересно. Поэтому стараюсь изгнать с уроков скуку, используя различные формы и методы обучения. Главным принципом планирования уроков считаю соответствие учебного материала этапам урока.
Каждый урок, проведенный мной, отличается от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре.
На следующий год планирую работу по теме самообразования “Закрепление знаний, умений, навыков”.