Слайд 1Выборочное изложение ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ
(по рассказу М.А.Шолохова
«Судьба человека»)
Слайд 2Цель:
?
Уметь отбирать фрагменты текста, связанные с темой и заданием изложения.
Передать
авторскую оценку , прозвучавшую в описании внешности героев.
Какие действия
предполагает выборочное изложение?
Для чего используется описание внешности героя? Какие именно представления о характере человека можно получить, основываясь на его внешности?
Проявляется ли в описании внешности авторская оценка? Мешает это или помогает читателю узнать героя?
Слайд 5 Я увидел, как из-за крайних дворов хутора
вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика,
судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
Здорово, браток!
- Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.
Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
- Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.
Слайд 6 Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь
рядом со мною, отец сказал:
- Беда мне с этим пассажиром!
Слайд 7Мы долго молчали. Он положил на колени большие темные руки,
сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то
не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Слайд 8Украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя
одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто,
но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.
Слайд 9
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным
ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы
думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
Слайд 10 О чем, по- вашему, говорят портреты героев фрагмента?
По
каким признакам вы это установили?
Слайд 11 Выделив, на ваш взгляд, главное в
портретах героев, продолжите предложенную запись:
Отец –
человек … , а сын -
Слайд 12
Какими художественными приемами пользуется автор?
Слайд 13Эпитеты
Сравнения
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
устало сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной
тоской
светлыми, как небушко, глазами; глаза, словно присыпанные пеплом
небушко, сынок, ручонки
Слайд 14Возможные темы изложения:
ДВЕ ПЕСЧИНКИ…
ОТЕЦ
СЫН
Слайд 15Составьте схемы описания героев к изложению на одну из предложенных
тем.
«Отец»:
1) рост, фигура; 2) руки;
3) глаза;
4) голос;
5) одежда
«Сын»:
1) возраст;
2) глаза;
3) руки;
4) одежда
Слайд 16 Выберите из текста цитаты, соответствующие описанию портрета отца.
На что следует обратить внимание в первую очередь?
Слайд 17Выберите из текста цитаты, соответствующие описанию портрета мальчика. Какие черты,
по мнению автора, главные?
Слайд 19Отец.
Мужчина — высокий, сутуловатый
Приглушенный бас
Большая черствая рука
Тощий вещевой мешок
Защитные летние штаны
Большие темные
руки
Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской
Прожженный в нескольких местах
ватник небрежно и грубо заштопан
Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена
Мальчик.
Лет пяти-шести
Глаза светлые, как небушко
Розовая холодная ручонка
Белесые бровки
Мальчик одет просто, но добротно
Длиннополая куртка, подбитая легкой, поношенной цигейкой
Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на рукаве курточки
Слайд 20Авторская оценка
Андрей Соколов, герой рассказа, человек трудной судьбы, покоряющий силой
духа, жаждой жизни.
Приемный сын Андрея Соколова, Ванечка, с наивной доверчивостью
относится к миру, потому что рядом с ним надежное отцовское плечо.
Слайд 21ВОЗМОЖНОЕ НАЧАЛО ИЗЛОЖЕНИЯ
1. Портрет героя – важное средство
создания характера. В произведении «Судьба человека» М.А.Шолохов представляет человека трудной
судьбы, прошедшего войну. Это …
2. М. А. Шолохов в самом начале своей повести «Судьба человека» знакомит нас с двумя основными героями. Один из них, судя по деталям портрета,— бывший фронтовик, много переживший за свою жизнь.
3. Портрет героя в произведении многое может рассказать о человеке. Представляя приемного сына Андрея Соколова в повести «Судьба человека», Шолохов изображает его …
Слайд 22ВОЗМОЖНЫЙ ФИНАЛ ИЗЛОЖЕНИЯ
Андрей Соколов, прошедший войну, многое испытавший, знает, во
имя чего стоит жить.
Ваня рядом с мудрым и заботливым отцом
сумеет вырасти настоящим человеком.
Слайд 23Домашнее задание:
Упр. 144 (письменно)
Составить устный рассказ на одну из тем:
«Отец», «Сын», «Две песчинки…» - с описанием внешности и характера
героя (героев) и представлением авторской оценки.