Слайд 1Орфоэпические нормы
Подготовил студент гр.ДУ-07
Князева О.А.
Слайд 2План
Основные понятия орфоэпической нормы
Некоторые правила произношения
Постановка ударения
Глоссарий
Литература
Слайд 3Основные понятия
Орфоэпия(от греч. orthos прямой, правильный и epos речь)
– совокупность правил устной речи, произношения и ударения, тем самым
обеспечивая единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения.
Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.
Слайд 4Основные понятия
Орфоэпические нормы:
Произношение - норма воспроизведения звуков в слове. Произношение
определено фонетической системой гласных и согласных звуков. В нём проявляются
такое свойство звуков в русском языке как редукция безударных гласных, оглушение согласных на конце и перед глухими, озвончение согласных перед звонкими:
[марос] – мороз, [смаска] – смазка,
[маладьба] –молотьба.
Наблюдается также смягчение перед мягкими сонорных и сонорных перед сонорными и мягкими:
коНчик, коНца, ПеРмь, боРщ
В основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных.
Слайд 5Основные понятия
Ударение - выделение гласного звука силой голоса(связано с грамматическими
свойствами слова и его лексическим значением).
Иначе норму ударения называют
Акцентуация –правильное ударение в словах.
В русском языке существует сложная система подвижного, разноместного ударения. Оно может падать на любой слог и перемещаться при образовании, грамматических форм слова. Например:
водА – вОду, прИнял – принялА, товар дОрог – вещь дорогА.
Каждое слово имеет ударение на любом из слогов: тОпливо, корОва, толокнО.
Слайд 6Основные понятия
Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и
словарях ударений.
Слайд 7Некоторые правила произношения
Итак напомним - в основе норм произношения лежит
система звуков русского языка, гласных и согласных.
Свойства их,
процесс образования, сочетания сказываются на произношении. Система гласных звуков включает в себя шесть единиц: а, о, э, у, ы, и
Орфоэпические нормы в области гласных в общих чертах отражены в книге «Краткий справочник по современному русскому языку» /под ред. П.А. Леканта. В современном русском литературном языке господствует норма иканье, аканье, то есть произношение после мягких согласных в безударном положении и, точнее и[э], а после твёрдых а вместо о. Примером тому могут быть слова: [ри[э]ка, ни[э]су, пи[э]так, горат]- река, несу, пятак.
Слайд 8Некоторые правила произношения
Система согласных звуков насчитывает большее количество единиц, нежели
гласных. Принято различать согласные звуки по:
1.По месту образования(это участие органов
речи: губ, языка, зубов - в создании согласного звука ):
губные [ф, в, м, п, б];
переднеязычные [с, з, ш, ж, л, н, р, т, д, ц, ч]:
зубные [с, з, л, н, т, д, ц] ;
передненёбные [ш,ж,р,ч];
Среднеязычным [й],
Заднеязычными – мягкие и твёрдые [х, к, г].
2.По способу образования (это метод преодоления преграды воздушной струёй):
согласные шумные: [ф, в, с, з, ш, ж, х], [п, б, т, д, к, г, ц, ч];
сонорные [л, м, н, р].
Слайд 9Некоторые правила произношения
Произношение сочетаний чн, чт:
В современном русском языке слова
с сочетанием чн можно разделить на 3 группы:
Те, которые произносятся
только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на -чна Ильинична, Кузьминична, Фоминична
Те, в которых чн произносится только как [ч,н]: точно, удачный, точечный, маскировочный
Те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения - [ч,н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.
Слайд 10Некоторые правила произношения
В отдельных случаях варианты произношения разграничивают разные лексические
значения:
Сердечный [ч,н] приступ –
друг сердечный [шн]
перечница [ч,н] (сосуд
для перца) – чёртова перечница [шн] (о злой, сварливой женщине)
Слайд 11Некоторые правила произношения
Произношение мягкого [жж]: дожди, визжать, твёрдого [жж]:
дрожжи.
Звуки [д], [т] не произносятся между [з], [н]:
поздно, праздник, звёздный.
На месте [ч] перед [н] в одних словах произносится [ч]; вечность, точный, отличник, печник, в других – [ш]; горчичный, двоечник, конечно, прачечная, скворечник, скучно.
В разговорной речи такое произношение является либо нарушением литературной нормы: « - Ещё бы загранишное всё привезти бы надо из-за морей…» Такое произношение может различать слова по значению: сердешный – сердечный, молошница – молочница, лоточник – лотошник. «- А ведь у нас, сердешный, нет его, самовара-то!»
Слайд 12Некоторые правила произношения
Другая норма произношения связана со звуком [г] пред
глухим согласным. Он произносится как [к]: дёгтя, ногти, прилягте, отягчать,
загс. Но в корнях легк-/легч, мягк-/мягч- произносится [х] перед [к] , [ч] и мягкий [х] перед мягким [к]: [лёхкое], [мяхкая].
В некоторых словах произносится [гэ] вместо [г]: бухгалтер, господи, ага, ей-богу. Кроме перечисленных взаимодействий в орфоэпической норме литературного языка находится ещё ассимиляция согласных по звонкости-глухости: [казьба] – косьба, оглушение звонких согласных на конце: столб [п], гвоздь [ть], стог [к].
Слайд 13Некоторые правила произношения
Не менее важны орфоэпические нормы заимствованных слов.
Они касаются в первую очередь гласных звуков: безударный [о],
болеро, боа, досье, какао, кредо, радио, трио, фойе и др. В именах собственных также произносится безударное [о] Флобер, Шопен.
Однако в этой норме встречаются варианты: [паэт] – [поэт], [болеро] – [балеро].
Слайд 14Некоторые правила произношения
В большинстве заимствованных слов произношение [а] в безударном
положении соответствует норме произношения русских слов: [кастюм], [валейбол], [пианина].
Произношение
твёрдого и мягкого согласного перед «Е» имеет тенденцию к твёрдому произношению: антенна, бизнес, дельта, кафе, кашне, кодекс, модель, отель, пюре, шоссе и другие. В некоторых словах допустимо двоякое произношение: дедукция, декан, конгресс, кредо.
Только мягко произносятся согласные в словах: брюнет, музей, пионер, рельс, термин, фанера, шинель, террорист, термометр, демон, депутат, компресс, акварель. Другие иностранные слова отличаются произношением [э] в начале слова: эпиграф, экватор, элемент, эмоция, эпизод, эрудиция, эталон, эфир, этап, экипаж.
Внутри слова может произноситься и долгий, и краткий согласный: ванна, вассал, гетто, касса, лемма, мадонна, манна, масса, сумма, тонна. Краткий согласный встречается чаще и произносится в словах: аттестат, аттракцион, бассейн, грамматика, иллюзия, каллиграфия, коллектив, миллиметр, параллель, перрон, режиссёр.
Слайд 15Постановка ударения
Ударение различает слова одного звукового и буквенного состава по
значению, лексическому и грамматическому, например:
мука – мука, пили –
пили.
Существуют и варианты ударения:
творог – предпочтительное,
творог – допустимое.
Слайд 16Постановка ударения
Ударение — это выделение какого-либо слога в слове большей
силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога
произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, - безударные.
Слайд 17Постановка ударения
В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено
за определенным по счету слогом, де-ре-во, зе-лё-ный, по-бе-дитъ.
При образовании форм
слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).
Слайд 18Постановка ударения
Большинство слов русского языка имеет одно ударение - основное.
Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение.
ЖелезнодорОжный,
водогрязелечЕбница.
Слайд 19Постановка ударения
различает разные слова: мука - мука, замок - замок;
различает
некоторые формы разных слов: ношу - ношу, кружки - кружки;
различает
формы одного слова: снега - снега, носите - носите.
Поскольку в большинстве случаев трудно выявить какую-либо закономерность в постановке ударения, необходима работа со списками слов, трудных с точки зрения орфоэпии.
Слайд 20Постановка ударения
Различные части речи имеют варианты ударения в некоторых своих
грамматических формах, что различает два вида произношения по стилю и
нормативности.
Обратим внимание на те формы частей речи, которые более распространены в устной речи:
1) Р.п., ед. ч. односложных существительных - блина, боба, винта, жгута, зонта, кита;
2) В.п., ед. ч. - ботву, весну, десну, золу, нору, овцу ;
3) П.п., ж. р. с предлогами в, на - в горсти, на двери, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сети, в степи, в тени, ;
4) Р.п., мн. ч., имён существительных -местностей, почестей, прибылей, ведомостей ;
5) глаголы и причастия прошедшего времени, ж. р. -била, брила, дула, жала, клала, крала, крыла, мыла, мяла, шила, пала; забрана ;
6) краткие прилагательные во мн. ч. - бледны, вкусны, вредны, бодры.
Слайд 21Постановка ударения
Ошибки в ударении встречаются часто в этих формах
глаголов:
после того как мы включим табло.
Если завтра
в это же время вы включите телевизор, вы встретитесь с этой программой. Такое корневое ударение рассматривается современной нормой не только как нежелательное, но грубо ошибочное.
Правильно: включим, включат, включите, включаться, подключиться, отключена.
Слайд 22Глоссарий
Редукция (лат. reducire сокращать) — лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение
звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению
к другим — ударным элементам.
Сонорный согласный (от лат. sonorus «звонкий» образующийся, произносимый с преобладанием голоса над шумом) - это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как /л/, /м/, /н/, /р/).
Норма (лат. norma — дословно «наугольник», переносное значение «правило») — регулирующее правило, указывающее границы своего применения.
Оглушение согласных - переход звонких согласных в глухие в конце слов или перед глухими согласными.
Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка.
Слайд 23Литература:
Русский язык и культура речи для студентов нефилологических специальностей университетов.
Учебное пособие / Сост. О.Ю. Машина; НовГУ им. Ярослава Мудрого.
- Великий Новгород, 2009. – 283 с.
www.wikipedia.org
www.edu.1september.ru
www.langrus.ru