Слайд 1Урок развития речи
Оскудение русского языка
Слайд 2Неряшливость в одежде – неуважение к окружающим вас людям и
к самому себе. Язык в еще большей мере, чем одежда,
свидетельствует о вкусе человека, о его культуре, об отношении к окружающему миру и к самому себе
Д. С. Лихачев
Слайд 3
«Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры всех
классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые
мужчины ждали ее улыбки и момента, когда она заговорит… И она, потерев спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгоряченное лицо, заговорила:
- Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит…
Люди, восхищенные и одухотворенные красотой женщины, вдруг поникли и, разочарованные, вернулись к своим делам»
М.Горький
Слайд 4Упражнение
«Уместно, неуместно»
Десять лет назад я спас утопающего. Вытащил его на
берег Черного моря.
Жили мы тогда в университетском спортивном лагере. Ко
мне подошел тренер и говорит: “Я о тебе, Довлатов, скажу на вечерней линейке.”
Я обрадовался. Мне нравилась гимнастка по имени Люда. И не было повода с ней заговорить. Вдруг такая удача.
Стоим мы на вечерней линейке. Тренер говорит: “Довлатов, шаг вперед!”
Я выхожу. Все на меня смотрят. И Люда в том числе. А тренер продолжает: “Обратите внимание! Живот выпирает, шея неразвитая, плавает как утюг, а товарища спас!..”
Слайд 5
УМЕСТНОЙ называется речь, отвечающая целям и задачам общения
Слайд 6Р. Рождественский
«Разговор со случайным знакомым»
Смотри, как дышит эта ночь,
Звезда,
уставшая светить, упала, обожгла плечо...
Чо?
Смотри, как вкрадчивый туман
Прижался к молодой
воде...
Где?
Он полностью поклялся ей,
Он взял в свидетели луну!..
Ну?!
Они сейчас уйдут в песок,
Туда, где не видать ни зги...
Гы!..
Слайд 7
И, ощутив побег реки,
В беспамятстве забьётся ёрш...
Врёшь!
Да нет, я говорю
тебе,
Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...
Ха!..
А сколько
музыки в степях,
В предутреннем дрожаньи рос...
Брось!..
Слайд 8
Да погоди! Почувствуй ночь,
Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...
Псих!..
Послушай, разве
можно так прожить и не узнать весны,
Прожить и не понять
снега?..
Ага!
Слайд 11
Известный языковед Б. Норман придумал такую игру: берешь
самое привычное
слово и толкуешь его значение как-нибудь необычно. Например:
застенчивый - «живущий по соседству», спица - «соня, любительница поспать» и т.д. Попробуйте и вы придумать необычные толкования значений для слов лайнер и сметана.
Слайд 12
Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга
как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и
чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские?
Французы о такой ситуации говорят: когда у кур будут зубы, англичане - когда полетят свиньи, немцы - когда собаки залают хвостами. А что говорим мы?
Слайд 13
После случившегося англичане в этой ситуации видят звезды, а французы-36
подсвечников. А что в этом случае происходит с русскими?
Англичане
говорят о таком человеке, что он слетел с ручки, французы - что он сорвался с петель, немцы – что он выехал из кожи, испанцы – что он потерял стремена. А как говорят по - русски?
Слайд 14Паронимы
Паронимия дает богатый материал для «украшения» речи. Паронимы
используют в поэзии, в художественной прозе и публицистике как средство
усиления выразительности и действенности текста наряду с синонимами, омонимами и антонимами.
Слайд 15
При «столкновении» паронимов в рамках одной фразы или абзаца ярче
выявляются прежде всего смысловые, а также и стилистические особенности каждого
из сопоставляемых слов. Вот как Е. Евтушенко воспользовался паронимами
праздничность и праздность:
Меня тревожит встреч напрасность,
Что и ни сердцу, ни уму,
И та не праздничность, а праздность,
В моем гостящая дому.
Слайд 16
В повести «Дни и ночи» К. Симонов сопоставляет
глаголы
вспомнить и помнить, чтобы для читателя стало яснее душевное состояние Сабурова:
«Вспомнил
ли он об Анне в эти дни? Нет, не вспомнил – он помнил о ней, и боль не проходила.