Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29 c углубленным изучением
отдельных предметов
г. Ставрополя
Урок русского языка
Тема урока: «Как написать письмо? Особенности
эпистолярного жанра».
Учитель русского языка и литературы: Гавохина Л.С.
Ставрополь, 2010
Слайд 2Цели и задачи урока:
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного
жанра, обучить приемам написания письма.
Задачи урока: 1. Обучающая:
формировать умения и навыки организованной речи в эпистолярном жанре (письмо);
формировать навыки использования языковых особенностей жанра;
совершенствовать умение владеть русским языком;
2. Развивающая:
продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;
продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения;
3. Воспитательная:
формировать эстетический вкус к слову;
содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
направить деятельность учащихся на создание творческого продукта
Слайд 3Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им
нет цены…
Н. Кузовлёва.
Слайд 4Эпистола (лат. еpistola – письмо) – литературное произведение, послание в
форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по
поводу определенного предмета или темы.
Слайд 6Деловое (служебное) письмо. Основные черты: убедительность, строгая последовательность, лаконизм, информативность.
Деловая переписка во многом близка официально-деловому стилю наличием особого запаса
официальной, канцелярской лексики и фразеологии.
Слайд 7Личное письмо.
Основные черты: эмоциональность,
непринужденность, передача
собственных впечатлений, довольно
большой охват событий
и сведений из
жизни самого автора письма или
адресата и др.
Слайд 8
Основные понятия:
Адресат – тот, кому адресовано письмо, получатель.
Адресант – тот,
кто пишет письмо, отправитель.
Постскриптум – приписка в письме после
подписи, обозначаемая буквами Р.S., по латыни «после написанного»
Слайд 9Композиция (лат. сompositio – составление). Строение, расположение и соотношение составных
частей произведений литературы, искусства.
Слайд 10Структура или строение письма:
1. Приветствие или обращение к адресату:
А)
Добрый день, дорогой сын!
Б) Здравствуй, любимая моя мамочка!
2. Основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым, изложение информации, интересующей адресата).
3. Заключение (выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания):
А) Желаю тебе здоровья, добра, счастья. Целую тебя.
Твой отец.
Б) До свидания, моя милая мама. Не скучай и береги себя.
Твой любящий сын.
4. Дата и место написания письма.
2007 г. г.Орел.
Слайд 12Письма военных лет
Дорогая Лидочка! Здравствуй!
Случайно узнала твой адрес
и вот
пишу. Как ты живешь? Как настроение?
Очень хочется узнать что-нибудь
о
Наших ребятах. Не пишет ли тебе кто
нибудь? Жизнь понемножку входит в
свою колею. Снова мы с Машей
снайперы-наблюдатели при командире
роты. Рота наша считается лучшей в
батальоне. Идти вместе в бой, вместе
сражаться с фашистами– это самое
лучшее, что можем мы желать. И где бы
мы ни были, мы будем стремиться к
одному – к победе. А раз так, то наши
пути должны встретиться…
Ну, пока, моя любимая подруга,
всего самого, самого лучшего. Целую и
обнимаю крепко-крепко тебя.
Твоя боевая подруга, Наташа.
12 декабря 1941 г.
Слайд 14 Особенности эпистолярного жанра, жанра письма:
Точное обозначение адресата и
адресанта;
Строгая композиция;
Переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи;
Использование этикетных формул;
Использование обращений,
вопросительных и восклицательных предложений;