Слайд 1П
Э
О
С
П
О
Ч
Т
А
К
Л
И
Н
О
П
И
С
Ь
С
В
Я
З
Ь
И
С
Т
О
Ч
Н
И
К
И
Е
Р
О
Г
Л
И
Ф
С
Л
О
В
О
Я
М
С
К
О
Й
Б
Е
Р
Е
С
Т
А
Г
О
Н
Е
Ц
П
О
Ч
Т
О
В
Ы
Е
К
И
Т
А
Й
Слайд 2
Тема учебного курса: Русская литература ХХ
века
Авторы: Сидельникова
Письмо как вид речевого высказывания. Особенности эпистолярного жанра.
Слайд 3
Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет
цены…
Н.Кузовлева
Слайд 4Планируемые результаты обучения
Ученик должен знать:
Основные лингвистические понятия, связанные с эпистолярным
жанром (эпистола, адресат, адресант)
Основные задачи письменного сообщения
Характерные особенности письма, его
композиционную структуру
Правила написания письма
Ученик должен уметь:
Владеть терминологией, связанной с данной
темой;
Составлять текст письма;
Уместно употреблять в речи типичные языковые конструкции.
Слайд 5Просительное послание некоторого человека к женскому полу
«Моя госпожа! Я пред
долгим временем честь искал с вами в компанию прийти и
потом соизволения просити, дабы я себя мог за вашего преданного слугу почесть, но понеже вы столь набожны, что вас нигде инде кроме церкви видеть не получаю, однако ж и в сем святом месте через частые усмотрения вас яко изрядного ангела толико желания к вашей знаемости получил, что того скрытии не могу».
Слайд 6Признаки текста
Единство темы
Наличие основной мысли
Относительная законченность текста
Последовательность раскрытия темы
Грамматическая связь
предложений
Слайд 7Коммуникативные задачи письма:
Сообщить, оповестить
Поздравить
Извиниться
Поделиться чувствами, впечатлениями
Поблагодарить
Слайд 8Этапы создания текста
Речевой замысел: определение темы и его основной мысли.
Обдумывание
содержания текста
Создание речевого произведения (текста)
Редактирование (окончательная обработка написанного текста)
Слайд 9Композиция письма
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо
(Здравствуйте, …).
Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата,
добрые слова в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Подпись. Дата.
Слайд 10Найдите ошибки.
Многоуважаемая, Олечка!
Прошу тебя очень – отпечатай отчет в четырех
экземплярах и как-нибудь зашли или завези ко мне сегодня же
не позднее 7 часов вечера
Привет, Константин Дмитриевич!
Вы обещали мне дать рассказ для сборника. Позвольте напомнить Вам Ваше обещание.
Слайд 11Добрый вечер.
Добрый день.
Здравствуй. Здравствуйте.
Приветствую вас. Привет. Салют.
Наше вам с кисточкой.
Здравия желаю.
Здорово.
Слайд 12Слова – подсказки
Добрый день…
Здравствуйте…
От всей души, от
всего сердца..
Сердечно благодарю…
Я очень благодарен…
Позвольте пожелать…
Слайд 13«Милый дедушка, Константин Макарыч!
И пишу тебе письмо. Поздравляю вас
с рождеством и желаю тебе всего от
господа бога… А
вчерась мне была выволочка… за то, что я качал ихнего
ребятёнка и по нечаянности заснул.
А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейною мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт, чем попадя.
А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…
Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочёный орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барыни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки.
Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. … А ещё кланяюсь Алёне, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай».
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт. Подумав немного,он умакнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу»
Слайд 14Словарная работа
Эпистола,-ы,ж.( греч.) посылаю, отправляю.
Письмо, послание
Эпистолярный,-ая
Относящийся к частной переписке, письмам.
Имеющий форму переписки.
Адресат –а, м – Тот, кто получает извещения, телеграммы, письма, получатель.
Адресант - а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель
Слайд 15Как правильно подписывается конверт.
От кого
Откуда
4
0
3
8
3
1
Кому
Куда
Слайд 16Примерная памятка для написания личного письма
Пиши ясно, просто, сжато, Постарайтесь
избегать ненужных трафаретных слов.
Умей учитывать, к кому ты пишешь
Не пиши дурного.
Не отправляй письмо в гневе.
Не читай чужих писем.
Пиши чётко, разборчиво и без помарок.
Ставь число и подпись.
Не задерживай ответа.
Лист бумаги, на котором пишется письмо, должен быть аккуратным.
Слайд 17Домашнее задание
«Письмо ветерану»;
«Письмо моему учителю»;
«Письмо Президенту»;
«Мой любимый вид спорта»;
«Письмо другу. Однажды со мной случилось…»;
«Хочу рассказать тебе о
своем родном крае».
Слайд 18Пиши такие письма, которые ты хотел бы получить
Афоризм
Слайд 191. Обучающие:
познакомить учащихся с эпистолярным жанром письма как видом
речевого общения, правилами написания личного письма,
показать практическую необходимость умения
написания писем.
2. Воспитательные:
воспитывать современного образованного человека, владеющего культурой письменного общения, стремящегося передавать в нем богатство, красоту, точность русского языка
3. Развивающие
Развивать навыки культуры письменной речи; коммуникативные способности и творческие навыки учащихся.
Цели урока