Слайд 1Презентация к урокам русского языка в 5 классе
Повторение раздела «Письмо.
Орфография»
Автор: учитель русского языка и литературы Суслова Оксана Владиславовна
МАОУ «СОШ
№140», г. Пермь
Слайд 2Письмо. Орфография.
«Письмо – величайшее достижение человечества».
Слайд 3Для чего человек создал письменность?
Передача своих мыслей на расстоянии.
Запись достижений
ума (открытий, идей).
Письмо как средство общения.
Сохранение информации на многие века.
Слайд 4Яков Карлович Грот (1812-1893гг.)
Русский филолог, академик. Окончил Царскосельский лицей. Обобщил
и сформулировал правила русского письма в своем труде «Русское правописание»
Слайд 5Расшифруйте слово
«ὀρθογραφία»
Слайд 6 Орфография (др.-греч. ὀρθογραφία, от ὀρθός — «правильный» и γράφω —
«пишу») – наука о правописании.
Виды орфограмм:
В корне слова. Например: ветерок
(ветер), местный (место), друг (подруга).
Сочетания различных букв. Например: жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чк,чн, нщ, щн, рщ.
Буквы Ь и Ъ знак.
«НЕ» с разными частями речи и т.д.
Слайд 7Синквейн
Тема одним словом (1 сущ.)
Описание темы (2 прилаг.)
Описание действия в
рамках темы (3 глагола)
Фраза – отношение к теме (из 4
слов)
Синоним к пункту 1.
Слайд 8Сравните слова.
Доʹм
Ноʹты
Рукаʹ
Домаʹ
Лесаʹ
Линеʹйка
Слайд 9Безударные гласные в корне слова
«Неправильность употребления слов ведёт за собой
ошибки в области мысли и потом в практике жизни.»
Д.
И. Писарев
Слайд 10Гласные в корне слова
Проверяемые
Что нужно сделать?
- Подобрать однокоренное слово с
ударением на корень.
Например: Моряк – человек, который служит в море.
Линейка
– инструмент для проведения ровных линий.
Непроверяемые
Что нужно сделать?
Запомнить написание слова. Проверять себя по словарю в случае затруднения.
Например: Собака, бинокль, человек.
Слайд 11Подберите проверочные слова
Подогр…вать
Погл…тить
Недор…зумение
Укр…титель
Сокр…щение
Уд…вительный
Закр…плять
Разв…ваются на ветру
Греть
Глотка
Разум
Кроткий
Краткий
Дивный
Крепкий
Веет
Слайд 12Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова
Ч...стота эксперимента
Разр...дить атмосферу
Спл...тить
единомышленников
Спуститься в цветущую д...лину
Сп...шите видеть
Обл...ченный в мантию
Ч...стота волн
Разр...дить посевы
Запл...тить долг
Быть
вд...леке от дома
Сп...шите данные
Обл...ченный судом
Слайд 13Проверьте себя
Чистота (чистый)
Разрядить (разряд)
Сплотить (плотный)
Долину (дол)
Спешите (спешка)
Облаченный (облатка)
Частота (частый)
Разредить (редкий)
Заплатить (плата)
Вдалеке (даль)
Спишите (пишет)
Обличенный (улика)
Слайд 14Расширяем словарный запас
Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.
Дивный –
(устар.) удивительный
Развеваться – колебаться, колыхаться от ветра.
Дол – естественная
природная низменность, овраг.
Облатка – то же, что капсула.
Слайд 15Тест
1. Как называется наука о правописании?
а) Графика
б) Орфоэпия
в) Орфография
г) Фонетика
Слайд 162. Укажите корень слова ВОДЯНОЙ.
а) водян-
б) во-
в) вод-
г) водя-
3. Укажите,
в корне какого слова есть орфограмма.
а) путь б) край
в) лом г) гора
Слайд 174. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте
пропуска пишется буква А.
а) в…дянистый, к…пуста
б) гла…за, д…ждливый
в) м…хать, разг…дать
г)
д…лёкий, м…рковь.
5. Укажите слово с ошибкой.
а) победа б) линейка
в) тежёлый г) родословная
Слайд 19Какие слова в рядах лишние? Почему?
Развеваться, гриб, течение, перила.
Морозный, вершины,
линейка, солнце.
Голубей, потопить, скользкий, сокращение.
Слайд 20Согласные в корнях слов
«Научиться писать - легко, изобрести письменность -
трудно».
Слайд 22Что объединяет эти слова?
1) Чаща, чуткий, живительный, ширь, щадить.
Ответ: сочетания
букв ча-ща, чу-щу, жи-ши.
2) Ночная, птенчик, арматурщик, мощный.
Ответ: сочетания букв
чк, чн, нч, рщ, щн и др.
Слайд 23Сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк, чн и др.
«Язык есть вековой
труд целого поколения.»
В. И. Даль
Слайд 24Распределите примеры по графам таблицы.
Много груш
Товарищ
Помощь
Из-за свеч
Дочь
Грач
Березовых рощ
Боевая мощь
Шалаш
Слайд 25Ь после шипящих в конце слов
Русский язык в умелых руках
и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен,
ловок и вместителен.»
А. И. Куприн
Слайд 26Распределите в два столбика.
Серая мыш… , несеш… рюкзак, спелая рож…,
много туч…, стрич…ся , черный стриж…, новая туш…, нет училищ…,
думаеш… о жизни, постройка дач…, облегчиш….
Слайд 27Тест
В каком слове на конце пишется Ь?
а) товарищ…
б) врач…
в) ноч…
г)
нож…
2) В каком слове пропущен Ь?
а) помощ…ник
б) плащ…
в) стереч…
г) об…езд
Слайд 283) В каком ряду во всех словах нужен Ь?
а) ноч…,
товарищ…, ноч…ка
б) помощ…, реж…те, тиш…
в) раз…ярённый, птен…чик, печеш…
г) парниш…ка, мощ…,
кушаеш…
4) На месте каких цифр нужно вставить Ь?
Наступила ноч(1), и молодеж(2) наших дач(3) решила прогулят(4)ся по полям.
а) 1, 2, 3, 4 б) 3, 4 в) 1, 2, 4
Слайд 295) В каком предложении пишется –ТЬСЯ?
а) Ребята не расстраиваю(тся/ться).
б) Стрелка
передвигает(тся/ться) по циферблату.
в) Преступники разыскиваю(тся/ться) милицией.
г) Как тяга(тся/ться) ей со
мною?
Слайд 31Разделительные Ъ и Ь.
«Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык».
К. Г. Паустовский
Слайд 33Заполните таблицу своими примерами
Слайд 34Словарная работа
Адъютант – (истор., военн.) военнослужащий, состоящий при военном начальнике
или при штабе воинской части для исполнения служебных поручений или
для выполнения штабной работы.
Инъекция – (инъек ци я ) – (мед.) введение лекарств в организм подкожным впрыскиванием (с помощью шприца).
Слайд 35
Компаньон – (компань он )
тот, кто составляет компанию
кому-либо;
(экон., юр.) совладелец частной компании, имеющий фиксированную долю в
общем капитале;
(перен.) товарищ по какому-нибудь делу;
(устар.) наёмный служащий для развлечения хозяина или хозяйки, для беседы или для выезда куда-либо; часто проживал в доме хозяина.
Слайд 36Существуют ли такие слова?
Долюбливать, навидеть, доумевать, годовать, волить, здоровится.
Слайд 37НЕ с глаголами.
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».
А.Югов
Слайд 38Глагол – это…
самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос «что
делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета или лица.
Глагол –
в переводе с латинского языка означает «слово, речь».
Слайд 39Выпишите глаголы
Несколько лет подряд мы ездили по туристической путёвке на
юг. Каждый раз мы видели много интересного. Нас водили на
экскурсии. Мы любовались чудесными горными вершинами, слушали беспрерывный шум моря.
Слайд 40Всегда ли так?
Не выучил, не делай.
Не знаешь, не спеши.
С глаголами
отдельно
Частицу НЕ пиши.
Когда НЕ будет привязана к глаголу?
Слайд 42Верните пословицам продолжение
1) Волков бояться
2) Чего (не) знаешь
3) (Не)
ищи красоты
4) Шила в мешке
5) Друга иметь
6) На
каждый роток
– того (не) говори.
– ищи добра.
– в лес (не) ходить.
– (не) накинешь платок.
– (не) утаишь.
– себя (не) жалеть.
Слайд 44-ТЬСЯ/ -ТСЯ в глаголах.
«Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается
с поражающей быстротой».
Максим Горький