Слайд 2Цели и задачи:
Повторяем этапы работы над сочинением
Отрабатываем навыки работы с
текстом
Углубляем знания о строении и создании текста
Слайд 3План сочинения
Введение в проблему.
Формулировка проблемы, поставленной в тексте.
Комментирование
обозначенной проблемы.
Формулировка авторской проблемы.
Высказывание собственного мнения и подкрепление
его аргументами.
Вывод с опорой на заданную проблему.
Слайд 4(1) Любители спорта хорошо знают Шаварша Карапетяна, установившего десять мировых
рекордов по прыжкам в воду. (2) Но главный свой рекорд
установил он на месте чрезвычайного происшествия, где судьями были жизнь и смерть.
В один из сентябрьских вечеров с высокой плотины Ереванского водохранилища сорвался троллейбус с пассажирами. (4) Троллейбус погружался в бурлящую воду. (5) Так началась эта драма.
(6) Шаварш Карапетян заканчивал ежедневную двадцатикилометровую пробежку и как раз в это время появился на высокой перемычке. (7) Рядом был родной брат Камо и другие спортсмены. (8) Чемпион первым оценил обстановку и стал стягивать с себя мокрую от долгого бега одежду. (9) через несколько секунд братья уже были в воде. (10) Первым доплыл до погружённого в воду троллейбуса Шаварш. (11) Он сразу понял, что никто лучше его не сможет сделать то, что нужно сделать: нырнуть на необходимую глубину и что-то сделать для спасения людей. (12) Видимость под водой была скверной, не сразу удалось рассмотреть корпус троллейбуса.
(13) Преодолевая плотное сопротивление воды, ударил в заднее стекло ногами. (14) Стекло бесшумно раскололось. (15) Шаварш вплыл в салон, где тяжёлой мгле двигались тёмные тени. (16) Воздух в лёгких подходил к концу. (17) Он ухватил ближайшую тень, развернулся и выбрался из салона. (18) Оттолкнувшись мощнейшим толчком от крыши, устремился вверх. (19) Всплыл, увидел, что спас женщину.
(20) На поверхности тем временем собирались лодки, некоторые гребцы и парни с лодок пытались нырять, но у них не получалось: они не умели ориентироваться под водой и удерживаться на глубине.
(21) Много раз нырял Шаварш, прижимая к себе незнакомых людей – двадцать один раз проникал в салон троллейбуса. (22) Тем временем на плотину прибыли два огромных крана. (23) Теперь надо было зацепить под водой тросы. (24) Это оказалось нелегко. (25) И всё же он выбил два боковых стекла и продел трос прямо под крышей троллейбуса. (26) Троллейбус медленно двинулся вверх.
(27) А в это время на отчаянные усилия Шаварша , самоотверженные действия Камо, который принимал спасённых, смотрел их отец – Владимир Самсонович Карапетян. (28) Ему не позволили броситься в воду на помощь сыновьям. (29) В сердце и сознании отца произошло открытие: его сыновья – взрослые люди, способные на высшее благородство.
(30) А Шаварша ожидала долгая, тяжёлая болезнь, уход из спорта. (31) Лучшая награда герою не 130 завоёванных медалей, а 20 спасённых им жизней. (32) Спасая людей, он помогал всем понять, что может человек, даже если он один. (33) А что человек может, таков он и есть.
(По Г. Бочарову)
Слайд 5Работа с текстом
Прочитайте текст!!!
Найдите ключевые слова, фразы, которые помогут
вам определить проблему, поднятую автором в тексте, и его позицию.
Выпишите
эти фразы.
Слайд 6Найдите предложение, в котором, на ваш взгляд, заключается основная мысль
текста..
Слайд 7Зачем автор описал этот случай?
Не забывайте, что проблема должна быть
актуальной!!!
Слайд 8Формулируем проблему(вступление)
Небольшое обобщение
2) Вопросительное ( - ые) предложение
3) Цитата
в качестве зачина
Слайд 9Какая проблема в тексте? Оформите запись.
Слайд 10Прокомментировать проблему можно…
Автор раскрывает проблему на примере…
В центре внимания автора
реальный случай…
Автор говорит о том, что произошло в реальной ситуации…
Слайд 11В каком предложении текста более точно выражена авторская оценка поступка
героя?
Оценочная лексика
Вводные слова
Достоверность сообщаемого
Слайд 12Сформулировать позицию автора можно…
Позиция автора такова …
Автор считает (убеждает)
…
Трудно не согласиться с мнением автора …
Слайд 13Изложение собственной позиции, подкреплённой двумя аргументами
Я полностью согласен с автором…
Я
тоже считаю, что…
Я разделяю мнение (чувства) автора
Многие со мной согласятся,
что…
Слайд 14Аргументы
Ссылки на авторитет
Цитаты
Примеры из художественной литературы
Пословицы, поговорки
Ссылки на личный опыт
Ссылки
на общезначимый опыт
Примеры из жизни
Слайд 15Вывод
Повторение в обобщённой форме основной идеи текста, позиции автора.
Возвращение к
проблеме текста, подчёркивая её актуальность.
Призыв, обращение к читателю.
Использование цитаты.
Слайд 16Домашнее задание
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Слайд 17Желаю Вам УСПЕХОВ в сдаче экзаменов!!!