Разделы презентаций


Подготовка к ЕГЭ - 2019: задание № 27 (сочинение на основе художественного текста)

Содержание

…Но как в грядущем ни темно И как ни мглисты все дороги, Мне на таинственном пороге Одно предвестие дано: Лишь только сердце бьется верно, А все земные бури – дым, Все

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подготовка к ЕГЭ - 2019: задание № 27 (сочинение на

основе художественного текста)
Осипова Н. В., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сатинская СОШ», Тамбовская область
Подготовка к ЕГЭ - 2019: задание № 27 (сочинение на основе художественного текста)Осипова Н. В., учитель русского

Слайд 2…Но как в грядущем ни темно И как ни мглисты все

дороги, Мне на таинственном пороге Одно предвестие дано: Лишь только сердце бьется верно, А

все земные бури – дым, Все будет так, как мы хотим, Лишь стоит захотеть безмерно. Ф. Сологуб
…Но как в грядущем ни темно И как ни мглисты все дороги, Мне на таинственном пороге Одно

Слайд 3Композиция сочинения

Композиция сочинения

Слайд 4Слово о поэте

Р. И. Рождественском
(1932-1984)

Тихо летят паутинные нити.
Солнце горит на оконном стекле. Что-то я делал не так; извините:
Жил я впервые на этой земле.
Я ее только теперь ощущаю.
К ней припадаю. И ею клянусь...
И по-другому прожить обещаю.
Если вернусь...
Но ведь я не вернусь. 
Р. Рождественский

Слово о поэте

Слайд 5Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор
Проблема в художественном

тексте
проанализируйте поступки героев, их отношения;
определите, какие положительные или отрицательные человеческие

качества проявляются в этих поступках, отношениях;
подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (например, долг, честь, милосердие, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм, жестокость…);
сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

Проблема – это вопрос, над которым рассуждает авторПроблема в художественном текстепроанализируйте поступки героев, их отношения;определите, какие положительные

Слайд 6 «Убили парня» О чём это стихотворение? Как можно сформулировать проблему текста

Р. Рождественского?

«Убили парня»  О чём это стихотворение? Как можно сформулировать проблему текста

Слайд 71. В центре внимания автора проблема человеческого равнодушия (ценности человеческой

жизни, жестокости). 2. Почему люди проявляют равнодушие в отношении друг

друга? 3. Какова цена человеческого равнодушия в нашем мире? 4. Насколько ценится в наше время человеческая жизнь?
1. В центре внимания автора проблема человеческого равнодушия (ценности человеческой жизни, жестокости).  2. Почему люди проявляют

Слайд 8А. П. Чехов
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть…

А. П. Чехов   Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть…

Слайд 9Бруно Ясенский

Не надо бояться врагов — в худшем случае они

могут только убить… Не надо бояться друзей — в худшем случае

они могут только предать... Бойтесь равнодушных, ибо это с их молчаливого согласия совершаются все предательства и убийства на планете…
(«Заговор равнодушных»)

Бруно Ясенский Не надо бояться врагов — в худшем случае они могут только убить…  Не надо

Слайд 10Примеры вступления Польский и советский поэт Б. Ясенский устами одного из

своих героев книги «Заговор равнодушных» сказал: «Бойтесь равнодушных, ибо это

с их молчаливого согласия совершаются все предательства и убийства на планете». Проблему человеческого равнодушия затрагивает в стихотворении «Убили парня» Р. И. Рождественский.   Равнодушие - это безразличное отношение к другим людям, к их проблемам, бедам. Это нежелание хоть немного помочь им, облегчить их боль, страдания. Какова цена человеческого равнодушия? Об этом стихотворение Р. Рождественского «Убили парня».
Примеры вступления Польский и советский поэт Б. Ясенский устами одного из своих героев книги «Заговор равнодушных» сказал:

Слайд 11Э. Мунк «Крик»

Э. Мунк «Крик»

Слайд 12КРИК (на картине Э. Мунка): одинокий, испепеляющий, потерянный, тревожный КРИК

(в стихотворении

Р. Рождественского): «отчаянный, растерзанный, больной, нечеловечески огромный»
КРИК (на картине Э. Мунка):  одинокий, испепеляющий, потерянный, тревожный  КРИК (в стихотворении

Слайд 13Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста, –это

последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации

из текста или на конкретные размышления автора, – это оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом; – преобразование «текста в себе» в «текст для себя».
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста, –это последовательный, логичный анализ текста с

Слайд 14Комментарий состоит из

5 элементов: 1. Пример-иллюстрация (исходный текст). 2. Пояснение (мысли

самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 3. Второй пример-иллюстрация (исходный текст). 4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Комментарий состоит из           5 элементов: 1. Пример-иллюстрация

Слайд 15Виды смысловой связи между предложениями — причинно-следственные отношения (поэтому, отсюда следует,

в результате этого, значит, следовательно, вследствие этого, в связи с

этим, потому что, из-за того что…) — противительная связь (антитеза, контраст: «было – стало»; но, однако, зато) — сопоставительные отношения: так же, как, таким же образом, аналогично, — дополнение и уточнение информации (информация + дополнение = полная информация: также, кроме того, более того) — иллюстрация, выделение частного случая (информация 1 поясняется другой информацией: например, так, именно, другими словами, иначе говоря) —обобщение предыдущей информации (таким образом, итак, следовательно) — прием перечисления (используется для усиления, выделения логических отношений в тексте); — прием, называемый конкретизацией (суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли); —другая связь.
Виды смысловой связи между предложениями — причинно-следственные отношения (поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, следовательно, вследствие

Слайд 16В качестве комментария можно использовать: примеры, которые приводит автор в своём

тексте; размышления автора, связанные с проблемой; цитаты; описания; истории; точки зрения, которые приводит автор; средства выразительности,

слова, выражения, важные для понимания проблемы.
В качестве комментария можно использовать: примеры, которые приводит автор в своём тексте; размышления автора, связанные с проблемой;

Слайд 17Запомните: В основе комментария - поднятая автором проблема. Пересказа быть не должно!!! Пересказ

Комментарий

  что делают герои что делает автор  
Запомните: В основе комментария - поднятая автором проблема. Пересказа быть не должно!!!  Пересказ

Слайд 18Интерпретация слов автора и сюжетной линии текста – это и

есть пояснение к примерам иллюстрациям: объяснение слов автора, раскрытие их смысла,

рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением эмоциональной составляющей.
Интерпретация слов автора и сюжетной линии текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям: объяснение слов

Слайд 19Художественный стиль
На каких примерах автор раскрывает проблему?
Какие факты, события,

поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
Есть ли в тексте

значимые художественные детали? В чём их значимость?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?

Публицистический стиль

Как автор строит рассуждение?
Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость?
Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат?
Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?

Художественный стильНа каких примерах автор раскрывает проблему? Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему? Есть

Слайд 20Способы отсылки к тексту - ссылка на номера предложений (самый

простой) - цитирование - косвенное цитирование - размышление над

фактами, событиями, упоминаемыми в тексте
Способы отсылки к тексту  - ссылка на номера предложений (самый простой)  - цитирование

Слайд 21ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ В центре внимания автора случай, произошедший в одном из

городов: «Убили парня/ За здорово живёшь./ За просто так./ Спокойно./

Как в игре». Короткие, но очень емкие предложения, использованные Р. Рождественским, заставляют читателя содрогнуться от этого спокойного равнодушия и ощутить всю чудовищность, всю нелепость описанной ситуации: «Между тем/ он (парень) так кричал, / прижав ладонь к груди, / как будто накричаться/ захотел/ за долгое молчанье/ впереди…». Продолжая описывать ситуацию, автор обращает внимание на крик, который становится действующим лицом стихотворения: «Крик жил отдельно!/Вырастал стеной».
ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ В центре внимания автора случай, произошедший в одном из городов: «Убили парня/ За здорово живёшь./

Слайд 22ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ (продолжение) «Растерзанный, отчаянный, больной, нечеловечески огромный», он молит о

защите. Но ничто не тронуло черствые души городских обывателей. Автор,

используя диалогическую речь, показывает их трусость и равнодушие: «Вот если бы не вечером, а днем», «Вот если бы на фронте, я б тогда…». История, описанная Рождественским, к сожалению, случается часто, и поэт напрямую обращается к читателям: «Да, случай./ Как-то./ В городе одном. Но помните /другие города! Это своего рода предостережение всем равнодушным и неравнодушным людям о том, что подобное может случиться с каждым.
ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ (продолжение) «Растерзанный, отчаянный, больной, нечеловечески огромный», он молит о защите. Но ничто не тронуло черствые

Слайд 23  В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо,

она дана опосредованно – через поступки героев, их мысли, через

средства художественной выразительности, через ключевые слова. Она «спрятана» в контексте.

Авторская позиция – итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста

    В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо, она дана опосредованно – через поступки

Слайд 24Какое это чудо – Человек! Какая это мерзость – человек! Р. Рождественский

Какое это чудо – Человек! Какая это мерзость – человек!  Р. Рождественский

Слайд 25  Таким образом, автор подводит нас к мысли о том,

что именно с молчаливого согласия равнодушных людей совершаются самые страшные

преступления и что нужно сделать все, чтобы быть человеком, а не казаться им. Трудно не согласиться с мнением Р. Рождественского…

Авторская позиция и комментарий к ней

  Таким образом, автор подводит нас к мысли о том, что именно с молчаливого согласия равнодушных людей

Слайд 26 Обоснование своей позиции: аргументы пафоса
Рациональные доводы

факты, общие сведения;
ссылки на авторитетное

мнение, народную мудрость;
нормы, принятые в обществе.

Иррациональные доводы

это обращение к

чувствам читателей.

Приводить развернутые примеры из литературы и жизненного опыта НЕ НУЖНО!

Обоснование своей позиции: аргументы пафосаРациональные доводыфакты, общие сведения;ссылки на авторитетное мнение, народную мудрость;нормы, принятые в обществе.Иррациональные

Слайд 27Обоснование собственной позиции (пример)
Удивительно, почему равнодушие не является смертным грехом?

Ведь именно по его причине чаще всего гибнут люди, ломаются

судьбы, разрушаются надежды. Именно по причине равнодушия всегда есть работа у службы новостей и похоронных агентств, у работников детских домов и домов престарелых. Именно по причине равнодушия сегодня кто-то копается на свалке в поисках пищи, в то время как у кого-то в холодильнике пропадают продукты из-за их большого количества. Именно равнодушие сегодня позволяет пройти мимо брошенного на улице котенка, щенка. И вполне возможно, что завтра, именно по причине равнодушия кто-то пройдет мимо человека, упавшего на землю с сердечным приступом. Пройдет, потому что у самого не заболит сердце, не защемит душа…
Обоснование собственной позиции (пример)Удивительно, почему равнодушие не является смертным грехом? Ведь именно по его причине чаще всего

Слайд 28Приемы, используемые в заключении
Итог (обобщение основных мыслей – своих или

авторских).
Призыв, обращение к читателю.
Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует

дальнейшего обдумывания читателем).
Перспектива – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более широкой проблемы, наметить перспективы дальнейшего разговора.
Цитата, содержащая ключевое слово текста или цитата другого источника, точно отражающая позицию автора исходного текста.
Умолчание – являет собой фразу, заканчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Можно использовать в совокупности с другими приемами заключения, например, с цитированием.
Фраза, содержащая яркий образ (метафору, каламбур, символ).


Приемы, используемые в заключенииИтог (обобщение основных мыслей – своих или авторских).Призыв, обращение к читателю.Открытый вопрос (носит риторический

Слайд 29Заключение (пример)
Таким образом, равнодушие может быть смертоносным для человеческой души,

привести к трагедии, разрушить человеческую жизнь.
Итак, равнодушие - это

вершина бесчеловечности, оно «разъедает душу» человека и делает его моральным инвалидом.

Заключение (пример)Таким образом, равнодушие может быть смертоносным для человеческой души, привести к трагедии, разрушить человеческую жизнь. Итак,

Слайд 30Домашнее задание
Написать сочинение по типу ЕГЭ на основе текста «Убили

парня» или «Коррида в Лиме» (индивидуальное задание).
О, как прекрасна кровь,  когда

она -  чужая!.. 
Р. Рождественский
Домашнее заданиеНаписать сочинение по типу ЕГЭ на основе текста «Убили парня» или «Коррида в Лиме» (индивидуальное задание).О,

Слайд 31Информационные источники
1. Суязова И.А «Заветные пять баллов». Статья
2. Нарушевич А.

Г. «Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Учимся комментировать». Презентация.
3.

Сенина Н. А., Нарушевич А. Г. «Русский язык. 4. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2017.
5. Баландина А. «Учимся писать сочинение: учебно-методическое пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – Пермь, 2018.
6. https://yandex.ru/images - фотография картины Э. Мунка «Крик».
6. http://opisanie-kartin.com – описание картины Э. Мунка «Крик».
8. Рождественский Р. И. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1. Стихотворения; Поэмы; Песни; 1964-1970.- М.: Худож. лит., 1985. – 526 с.
9. Шаблон презентации: сайт http://linda6035.ucoz.ru.

 

Информационные источники1. Суязова И.А «Заветные пять баллов». Статья2. Нарушевич А. Г. «Сочинение на ЕГЭ по русскому языку.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика