Слайд 1Чем тверже мы нацелены на созидание, тем больше в нас
творческих сил и тем больше добра мы можем
совершить.
Х.Махмуд
Слайд 2Исследовательская работа
«Как правильно создать сочинение»
Автор: Пителина
Марина, ученица 9 класса
Научный руководитель: Большакова
И.П., учитель русского языка и литературы
Слайд 3
Значимость данной работы, по нашему мнению, заключается в том, чтобы
развитие русского литературного языка не ограничивалось только на школьном уровне,
а торжествовало внутри масс, будь то школа, или другое учебное заведение. Да и в самой повседневной жизни нам порой не хватает знания и, что особенно важно – умения правильно выразить ту или иную мысль, а может быть и отразить свою точку зрения.
Актуальность работы должна подтвердиться жизнестойкостью и практическим ее использованием в дальнейшем при подготовке к сдаче экзаменов.
Слайд 4 Гипотеза
Любого ребенка можно
научить писать сочинение, то есть развить способности излагать свои мысли
и взгляды на бумаге литературным языком.
Слайд 5
Объект исследования – процесс написания сочинения.
Предмет
исследования – ученики общеобразовательной школы.
Слайд 6Цель работы:
Найти основные пути при написании сочинений.
Приобщить учащихся
к самостоятельному творчеству.
Слайд 7Задачи:
изучить методическую литературу по данной теме;
поделиться в работе своим опытом
написания сочинений;
провести эксперимент в своем классе и построить диаграммы
по отслеживанию динамики написания сочинения поэтапно;
подвести итог проделанной работы и сделать выводы.
оказать практическую помощь в написании сочинений.
Слайд 8Этапы исследования:
№1. Выбор группы учащихся.
№2. Выбор и утверждение
тем сочинений.
№3. Работа над основным правилом для написания
сочинения.
№4. Идея сочинения. Тип сочинения.
№5. Структура сочинения. План.
Слайд 9Темы сочинений:
1. «Мой город Рузаевка».
2. «Мои увлечения».
3. «Школа в
моей жизни».
Слайд 10Типы сочинений:
Повествование и комбинированный тип
Описание
Рассуждение
Слайд 11Требования:
Раскрыть один аспект темы.
Остановиться на самом простом тезисе.
Подобрать аргументы
к нему.
Слайд 12 Итоговая формула верного подхода:
СОЧИНЕНИЕ= ТЕЗИС+АРГУМЕНТ
Слайд 13Этапы написания сочинения:
Этап №1 – выбор темы сочинения.
Этап №2 – тезис основной части сочинения.
Этап
№3 – основная часть, аргументация тезиса сочинения.
Этап №4 – общая характеристика темы сочинения.
Этап №5 – мотивировка сужения темы сочинения.
Этап №6 – тезис заключения сочинения.
Слайд 14 Диаграммы качества написания сочинений.
1. Тема
Слайд 152. Тезис основной части сочинения
Слайд 16 3. Основная часть. Аргументация тезиса сочинения
Слайд 174. Общая характеристика темы сочинения
Слайд 185. Мотивировка сужения темы сочинения
Слайд 20Вывод:
Анализ данных шестого этапа, тезиса
заключения сочинения, свидетельствует о том, что ученики использовали полученные
знания из предложенной им работы
"Учебником жизни" называл литературу Чернышевский. Уроки русской классической литературы до сих пор еще не усвоены и даже не поняты вполне, мы еще только пробиваемся к их постижению. Особое значение в этом случае приобретает задача прививания любви к литературе, чтобы усвоить духовное наследие писателей всех времен и народов.
Как изучать, с чего начать – на эти вопросы дается много ответов. Я также попыталась в своей работе ответить на один вопрос из этой сферы – как правильно создать сочинение.
Моя работа не является чем-то особенным, это результат обработки используемой литературы и свои мысли по выработке методики в помощь решения данной проблемы.
Результаты, проведенных нами исследований, говорят о том, что есть в работе положительные моменты. Ребята после знакомства с работой увидели, что есть возможность хорошо научиться писать сочинения и доставлять себе удовольствие от затраченного труда.
мы сделали попытку максимально упростить процесс написания сочинения, чтобы высвободившееся
время было использовано на более детальную проработку произведения или обдумывание свободной темы. А на экзамене поможет выполнить задание быстро и грамотно.
Научиться отражать свои мысли на бумаге это непросто, для этого необходимо потратить много времени и упорства и я считаю, что моя работа может оказать помощь в этом.
Прививая любовь к творчеству, пониманию духовности литературного наследия, учителя закладывают в нас ростки личности, гармонично развитого человека, что, несомненно, приносит пользу нашей Родине и самому человеку.
Надеюсь, что наша работа окажет им определенную помощь в их нелегком и благородном труде.
Слайд 23Рекомендации
Памятка по написанию сочинения.
1. Основные правила:
самостоятельность;
наличие
основной идеи сочинения;
определение типа сочинения.
2. Основные требования:
Первое: невозможно в сочинении раскрыть все аспекты темы, поэтому следует остановиться только на одном, самом простом тезисе и подборе аргументов к этому тезису.
Второе: доказывать и аргументировать единственный простой и ясный тезис в рамках сочинения.
Третье: сочинение это тезис и его аргументация.
Четвертое: целенаправленная интеллектуальная деятельность, которая приводит к определенному результату, то есть выводу.
3. Формула верного подхода:
СОЧИНЕНИЕ=ТЕЗИС+АРГУМЕНТ
4. Основные этапы
ЭТАП №1 – выбор темы сочинения.
ЭТАП №2 – тезис основной части сочинения.
ЭТАП №3 – основная часть, аргументация тезиса сочинения.
ЭТАП №4 – общая характеристика темы сочинения.
ЭТАП №5 – мотивировка сужения темы сочинения.
ЭТАП №6 – тезис заключения сочинения.
5. Примечание: сочинение, построенное грамотно, пишется не в прямой последовательности частей, то есть от начала к концу, а совершенно иначе.
Слайд 24 CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Грязнова А.Т. Язык и стиль очерка А.Ф.
Писемского «Питерщик». Русский язык в школе №2 2001г.
Дейкина А.Д. Человек.
Язык. Искусство. «По итогам Всероссийской научно-практической конференции в МГПУ» Русский язык в школе №1 2001г.
Дубинина Е.В. Пейзажная зарисовка. Подготовка к сочинению – описанию. Русский язык в школе №1 2001г.
Крюкова С.В. – Шиницина Г.М. Русский язык. Изложения и сочинения. Русский язык в школе №3 2001г.
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. Русский язык в школе №2 2001г.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва 1999г.
Перепелкина Н.А. Работа с эпитетом, как путь к постижению образности художественного текста. Русский язык в школе №3 2001г.